marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Categories:

11 февраля - день рождения парохода

День рождения парохода отмечается 11 февраля



На Неве

* * *
История

Официальная дата рождения парохода – 11 февраля 1809 года. В этот день американец Роберт Фултон запатентовал судно с паровым двигателем. Впервые он испытал его в 1803 году на реке Сена. Первое плавание состоялось в 1807 году. Длина парохода составляла 20 м, ширина – 2,4 м. Судно развивало скорость 3 узла против течения.

В России первый пароход появился в Санкт-Петербурге в 1815 году. Он назывался "Елизаветой".
3 ноября 1815 г. состоялся первый регулярный рейс парового судна "Елизавета" из Санкт-Петербурга в Кронштадт и обратно.





"Елизавета"



Дорога туда заняла 3 часа 15 минут, обратно из-за плохой погоды – чуть более 5 часов. На борту находилось тринадцать пассажиров. В дальнейшем "Елизавета" стала регулярно ходить по Неве и Финскому заливу, а с легкой руки П.И. Рикорда английское название "стимбот" сменилось на русское "пароход". Рикорд одним из первых составил подробное описание первого российского парохода "Елизавета". Благодаря успеху своего изобретения Чарльз Берд получил несколько больших государственных заказов и создал свое пароходство. Новые пароходы перевозили и грузы, и пассажиров.

Шотландец Чарльз Берд прибыл в Россию в 1786 году. Сначала он работал помощником Карла Гаскойна – тоже приглашенного специалиста в Петрозаводске на Александровском пушечно-литейном заводе. Позднее в 1792 году, вместе с тестем – еще одним шотландцем Морганом организовал товарищество. Одним из предприятий товарищества стал литейно-механический завод, названный впоследствии заводом Берда.

Началось строительство пароходов и на других реках России. Первый пароход в Волжском бассейне появился на Каме в июне 1816 г. Его построил Пожвинский чугунолитейный и железоделательный завод В. А. Всеволожского. Имея мощность 24 л. с., пароход совершил несколько опытных рейсов по Каме. К 20-м годам 19 века в Черноморском бассейне был всего лишь один пароход – "Везувий", не считая примитивного парохода "Пчелка" мощностью 25 л.с., построенного киевскими крепостными крестьянами, который через два года был проведен через пороги в Херсон, откуда и совершал рейсы до Николаева.

На опыте строительства малых пароходов, служивших для портовых нужд и перевозки грузов, в 1832 г. был построен военный пароход "Геркулес". На нем была установлена первая в мире усовершенствованная пароходная машина без балансира, построенная русскими техниками-новаторами. Такие машины появились в Англии только в конце тридцатых годов XIX в.
В 1836 г. был построен первый колесный 28-пушечный пароходо-фрегат "Богатырь"  водоизмещением 1340 т, с машиной мощностью 240 л. с.,изготовленный на Ижорском заводе.

Берд наладил пароходное сообщение между Петербургом и Ревелем, Ригой и другими городами. Он владел речным пароходостроением по всей России, имел право на монопольное строительство судов для Волги – частные лица без разрешения Берда не могли строить свои пароходы. Исключительная императорская привилегия принадлежала Берду почти 30 лет. По официальным данным, к 1820 году по русским рекам уже ходили или были готовы к спуску пятнадцать пароходов, а к 20-летнему юбилею первого рейса «Елизаветы» в России насчитывалось пятьдесят два парохода. За заслуги перед Россией, ставшей для него вторым отечеством (не случайно здесь его уважительно величали Карлом Николаевичем), Чарльз Берд был пожалован дворянским титулом и получил множество наград, в том числе орден Святого Владимира 3-й степени. Само имя Берда на десятилетия стало символом успеха. На вопрос "Как дела?" петербуржцы отвечали: "Как у Берда. Только труба пониже да дым пожиже".

(Из открытых источников)
Tags: #наулицезима, Нева, Россия, Санкт-Петербург, история, праздники
Subscribe

Posts from This Journal “Нева” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments