Кадр из фильма "Теорема"
На прошлой неделе в топе был пост о фильме П. П. Пазолини "Сало, или 120 дней Содома". Прочитала этот пост (ужаснулась) и задумалась. Вроде бы я видела очень много итальянских фильмов, и люблю итальянское кино, а что же я видела из Пазолини? Оказалось, давным-давно, ещё в студенчестве, я видела в кино фильм, снятый по его сценарию другим режиссёром: "Долгая ночь сорок третьего года". Помню, что фильм мне очень понравился. Много позже я видела фильм "Мама Рома" с Анной Маньяни. Не скажу, что я была в восторге.
Но был ещё один просмотр. Страдаю бессонницей и часто ночью включаю телевизор. И вот, не с начала, однажды я вижу фильм о том, как на виллу довольно богатых буржуа приезжает гость, который в этой семье порождает сумятицу, переспав абсолютно со всеми обитателями виллы: с хозяйкой, её мужем, их дочерью, их сыном, их служанкой. И вот сейчас оказалось, что это был фильм Пазолини "Теорема". Эту теорему я тогда так и не смогла решить, не понимала, чего же хотел достичь автор этой картиной? Даже было жалко, что в этом фильме участвовала красавица Сильвана Мангано, которая снялась во многих фильмах, в том числе и у Висконти в фильме "Семейный портрет в интерьере".
Видимо, режиссёр хотел показать, что жизнь богачей настолько нищая в отношении эмоций, что любой поворот может вызвать у них внутренний психологический взрыв? Гость разбудил в них какие-то новые ощущения, главные герои словно обрели новую цель для дальнейшей жизни. Но когда гость покидает их, то у всех проявляется полная опустошённость и апатия, и их жизнь меняется коренным образом.
Чтобы понять все замыслы автора, конечно, необходимо видеть больше его фильмов, знать перипетии его биографии. Википедия пишет: "По своим политическим взглядам являлся марксистом и коммунистом, что находило отражение в его литературных и кинематографических творениях, в которых он с антибуржуазных позиций высказывался на темы политики, религии и идеологии, эпатируя публику оригинальными прочтениями классических мифов и сочетая марксизм с учением Христа и человеческой сексуальностью в самых разнообразных и неожиданных её проявлениях".
Всё становится на свои места.
И теперь даже понятно, почему Пазолини шокировал почтенную публику этим "Салом". К сожалению, жизнь его закончилась самым трагическим образом.