marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Category:

О Вере Пановой







Бабий портрет "а натюрель"


Надежда Муравьева

Тэги: Вера Панова, Мое и только мое

Вера Панова. Мое и только мое. О моей жизни, книгах и читателях. - СПб.: Издательство журнала "Звезда", 2005, 352 с.

В книге воспоминаний когда-то очень известного "профессионального литератора" Веры Пановой, лауреата Сталинской премии, с ходу поражает каждая деталь. Во-первых, аннотация на обложке, где В.Ф. Панова названа почему-то "русской писательницей, расцвет творчества которой пришелся на 1940-е - 1960-е годы".

Как часто и с какой легкостью мы стали теперь разбрасываться эпитетом "русский"! Прямо даже удивительно. И все-таки стоит внести ясность: Вера Панова - самый что ни на есть советский писатель, во всех (не очень приятных) смыслах этого слова. Ее романы, такие как "Спутники" (про санитарный поезд), "Кружилиха" (лейтмотив: "Родной завод шумит, как улей, рабочий люд к нему идет") и проч. - блестящие образчики именно советской, убийственной "прозы". Ее герои - "прогрессивный" директор Листопад, тунеядец Геннадий Куприянов, "добрая" Надежда Крупская, "правильная" семья милиционеров Пирожковых и проч. - созданы в самые непредставимые, черные годы, но все эти страшные персонажи находили своего издателя и читателя. Находили, потому что они - изумительное порождение советского языка и советской (псевдо) действительности.

Вторая небезынтересная деталь - эпиграф из Пастернака, осеняющий, так сказать, весь последующий текст. Это, конечно, и мило, и трогательно, однако стоит вспомнить, что на собрании правления Союза писателей СССР в 1958 г., посвященном "Доктору Живаго" и пресловутой Нобелевской премии, Вера Панова высказалась так: "В этой озлобленной душе┘ нет ни чувства родной почвы, ни чувства товарищества, кроме безмерного эгоизма, неприемлемого в нашей стране, кроме невыносимой гордыни.... Видеть это отторжение от Родины и озлобление даже жутко".

Вообще же книга поражает воображение. Если поначалу все же "долюшка женская" как-то перевешивает на внутренних весах читателя (скрупулезно описываются детство, учеба, первое замужество, развод, новое замужество, мучительные роды, арест мужа, поездка к нему на Соловки, война и беженские несчастья), то уж потом┘

Голос писательницы крепнет, она принимается самозабвенно описывать, как зачинался каждый ее рассказ, пьеса, роман, и все это так простодушно и с таким восторгом и деталями, будто пишет не о себе. Язык Пановой особенно впечатляет: как известно, мертвые слова "пахнут дурно". Это литературоведение навыворот: Панова повествует о своем творчестве так, словно речь идет о Шекспире, Пушкине, том же Пастернаке и т.д. Завораживающее чтение.

"┘Нужен был прежде всего сюжет. Я бросилась к уличному фольклору┘ Одна история к тому времени была, увы, использована моими товарищами писателями (про то, как жильцы одного дома сообща вырастили в ванной крокодила)┘ На мою долю досталась другая жемчужина ленинградского фольклора - о старушке-пенсионерке и старичке-генерале┘ Воздайте хвалу живительному оптимизму уличного фольклора┘" Далее, что называется, на "голубом глазу" описывается занимательный сюжет: старушка и старик познакомились на лавочке, поговорили о пирожках - кто какие любит - и старичок сделал старушке предложение руки и прочего. "┘И пошли они с бульвара под ручку"┘ Прибавить нечего.

Тут же излагается другая история про рассказ "Листок с подписью Ленина". Некая женщина принесла Пановой на суд роман. Громадный и скучный. Про каких-то никчемных сестер, отъявленных мещанок. Панова возмутилась. Но - бес творчества не дремлет - "среди этой несъедобной мешанины один кусочек, очень небольшой, привлек мое внимание". Кусочек про то, как скверно одетые героиня романа и ее мать встретились, на свое счастье, с Крупской. И Крупская отправила их к Ленину. И Ленин подписал листок, "в результате чего обе они были тепло и добротно одеты". Такого Панова пропустить не может. В отделе агитации и пропаганды обкома КПСС, куда несколько писателей были вызваны "для ознакомления с их ближайшими планами", она делится с товарищами новым сюжетом: дескать, у нее "облюбован маленький рассказ о внимании В.И. Ленина к так называемым маленьким людям"┘

Все такое маленькое, невинное┘ И братья-писатели одобряют затею, объясняют колеблющейся Пановой (ведь все-таки не совсем ловко пользоваться чужим материалом), что она обязана написать эту штуку. Вот, значит, "из какого сора растут стихи, не ведая стыда". И не только стихи.

Из предисловия Андрея Арьева: "чтобы написать обо всем этом правду, понадобилась не просто жизнь, понадобилось духовное просветление"┘ Ну зачем уж так-то┘ Не стоит впадать в мистический экстаз и приписывать Вере Пановой дзенско-православные подвиги. То, что Панова под конец жизни стала писать исторические романы (про православных страстотерпцев, монахов и князей, вроде прозы "Феодорец Белый Клобучок", "Сказание об Ольге" и т.д.), объясняется, к сожалению, все тем же советским фанатизмом. Привычная жажда правильности, праведности и благолепности зачастую приводит советского человека к таким вот религиозным исступлениям.

В последней главе книги читатель наталкивается на пассаж, от которого он буквально седеет на глазах: "Я, Панова Вера Федоровна, родилась 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону, умерла 20 июня 1968 года, когда меня поразил инсульт, лишивший меня возможности ходить и владеть левой рукой"┘ Она пишет о любви близких: "только эта любовь дает мне силы переносить мою отвратительную болезнь, коею я наказана за мои грехи, за то, что была плохой дочерью, плохой сестрой, плохой внучкой, плохой мачехой, плохой женой (от последних слов да не помыслят мои дети ничего лишнего┘)"┘

В вышеозначенном предисловии замечено, что Вера Панова прожила достойно, а потому - счастливо, "за всех тех, кому советский рок судил иначе". Двусмысленное высказывание.

"Женская" часть воспоминаний однообразна и сера, как и все фильмы тоталитарной и последующей эпох, сделанные по рассказам и повестям Пановой (например, "Евдокия"). Вторая - творческо-православная - честно говоря, страшновата. В общем, получается полный и развернутый портрет советской женщины, как говорит булгаковский Амвросий-поэт, "а натюрель".

Большой. Квадратный. Тяжелый.

Взято:http://www.ng.ru/ng_exlibris/2005-05-12/6_portret.html


И ещё:

Оценка Ptica_Alkonost: 5 / 4.5

Вера Панова и ее великолепнейшее писательское искусство

Вера Панова - человек с литературным талантом от рождения. Я не представляю, как можно было бы научиться так писать, вроде бы простые фразы, не вычурные, легкие, плавно перетекающие из одного оборота в другой - а сюжет предстает многомерной картинкой с полным погружением. С первых страниц я попала в старый Ростов, и это было прекрасное путешествие. Пропитанное нежной грустью и ностальгией автора, с такой четкостью и чуткостью описывающей быт и существование на очень знакомых улицах, упоминая очень знакомые фамилии, тут известные всем, не приукрашивая и не очерняя то самое старое прошлое. Постоянно хотелось вступить в диалог, мол, Вера Федоровна, а этот дом до сих пор стоит, а эта улица теперь такая, а это, а то... Ее писательский слог с прозрачностью (как о прозрачности писал Паустовский), емкий и какой-то очень певучий просто завораживает и занимает все внимание. Это было мне знакомо по ее отличнейшим повестям, пробирающим и остающимся в сердце. Жизнь ее, в эпоху жутких бурь перемен и переломов, проживаемая каждым читающим вместе с ней, дает много пищи для размышлений. Как и постепенно пришедшее признание, через долгие тернии и сложности. Страшные годы пришлось пережить, сохранив чистоту восприятия и талант воплощения этого на бумаге. О людях, помогавших ей, ее семье и ее таланту эта книга. Сначала кажется что это просто мемуары, по потом нарастает ощущение писательского желания поделиться опытом, причем в совершенно разных сферах- и в литературе, и в драматургии, и в сценарном искусстве. Ведь те произведения, которые написаны Верой Пановой и успешно шли на сцене театров и в кинематографии (а повесть "Сережа" я считаю вообще восхитительно-эталонной). Кому-то может показаться слишком "советским" формат ее произведений, но эта книга показывает, что писала она не по догме, а по своему желанию описать человеческие судьбы, образы эпохи, чутко ощущая те перемены, в годы которых ей пришлось существовать. Жаль что уже довольно давно нельзя сказать этого лично, но все равно, спасибо Вам, Вера Федоровна, за Ваше творчество, оно поистине прекрасно! Прочитано в рамках Урока литературоведения и на просторах Школьной Вселенной

Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000113796-moe-i-tolko-moe-o-moej-zhizni-knigah-i-chitatelyah-vera-panova
Tags: литература и писатели, что читать, чужие мысли
Subscribe

Posts from This Journal “литература и писатели” Tag

  • Василий Иванович Белов "Весна"

    "Весенние цветы" ВЕСНА Когда-то все на Руси начиналось с весны. Даже Новый год. Христианские святцы легко ужились с приметами…

  • Пушкин - это наше всё!

    Рисунок поэта из книги "Письма А. С. Пушкина к жене" Из эпиграмм А. С. Пушкина: Про себя Великим быть желаю, Люблю России…

  • "В каждой шутке есть доля шутки"

    Сегодня 195 лет со дня рождения М. Е. Салтыкова-Щедрина. Обычно представление об этом писателе складывается у нас по школьной программе:…

  • К. Тухольский. Литература XX века

    Швеция. Замок Грипсхольм ПАМЯТИ КУРТА Т. Эта рецензия на русском на книгу, написанную по-немецки, посвящена памяти писателя, который в…

  • Актрисы пушкинской эпохи - Е.С. Семёнова и Н. С. Семёнова

    Перечитываю "Воспоминания" А. Я. Панаевой. Есть у неё и воспоминания о двух сёстрах-актрисах: Екатерине Семеновне Семёновой и её…

  • Она и они

    А. Я. Панаева (12. 08. 1820 - 30. 03. 1893) В среду, 12 августа, исполняется 200 лет со дня рождения Авдотьи Яковлевны Панаевой (1820-1893) -…

  • Что пишут об осени классики?

    Об осени писали и пишут многие классики русской литературы. Да и не классики тоже, потому что она оставляет след в памяти каждого человека, о ней…

  • "Вечер в деревне Норенской"

    Коношская центральная районная библиотека имени Нобелевского лауреата Иосифа Александровича Бродского Интересные воспоминания нашла в…

  • Другие и Довлатов | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

    Другие и Довлатов Сентябрь 8th, 2016 АВТОР: Мина Полянская Из цикла воспоминаний Эх! эх! Придет ли времечко, Когда (приди, желанное!..)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments