Люблю этот фильм!
Картину можно поделить на несколько сегментов: сбор оркестрантов и разговоры до репетиции, сама репетиция, "антракт", бунт оркестра. Во второй части очень понравилось блестящее исполнение музыки известного итальянского композитора Нино Рота, особенно та часть сюиты, которая была исполнена в очень быстром темпе.
Дирижёр (Бальдуин Баас)
"Репетиция оркестра" не просто лента об оркестровой репетиции, хотя, разумеется, последнее — в центре ее сюжета. В ней обрисована ситуация, складывающаяся в любой группе людей, объединенных некоей общей задачей, но при этом каждый воспринимает ее решение по-своему — как, допустим, на спортивной арене, в операционной или даже на съемочной площадке. Раскрывая такую ситуацию, я привнес в нее кое-что из моего опыта кинорежиссера. Собираясь на репетицию, оркестранты приносят в зал не только свои музыкальные инструменты — им никуда не уйти от собственных характеров, личных проблем, болячек, сварливых голосов жен или любовниц, надсадно звенящих в ушах, да что там, хотя бы выматывающей душу лихорадки римского уличного движения.
Это фильм - метафора. Многие - многие вопросы! Как происходят разногласия и откуда появляются конфликты? Почему одни считаются главнее, когда других это не устраивает? Все делают то, что им вздумается, и никто, и ничто не имеет право руководить ими? Жизнь этого оркестра похожа на нашу жизнь.
Ответ: у каждого в этом мире своя миссия. Как и в оркестре. И без той руководящей палочки дирижёра не будет музыки.
А без дирижёра не будет ничего!
А это идея автократии, которая проходит через весь фильм. События фильма развиваются, становятся неуправляемыми, дело идёт к разрушению и даже к смерти, затем появляется сильный лидер, который "наводит порядок", а зритель понимает: вот так общество приходит к диктатуре. И недавние бунтари безропотно начинают подчиняться новоявленному диктатору. Финальная сцена с речью дирижера, обращенной к оркестру, постепенно переходящая в одну из речей Гитлера, остается в памяти надолго.
Актерский состав картины подобран великолепно! Персонаж и, соответственно, актер, исполняющий его роль, удивительнейшим образом подходят каждый к своему инструменту: и эксцентричная, даже немного сумасшедшая флейтистка, и импозантный кларнетист, и утонченная пианистка, и хипповый барабанщик.