
Усадьба Гальских
.
Есть в Череповце интересная достопримечательность: усадьба Гальских, которая пережила забвение и разрушение и которая сейчас является музеем и центром притяжения для жителей города и туристов. То, что она вообще уцелела, является чудом. Ведь город, который когда-то был небольшим, уютным, деревянным северным городком, после строительства металлургического комбината, который сейчас носит название "Северсталь", превратился в крупнейший промышленный центр Вологодской области, обогнавший по количеству населения даже областной центр.

Новое и старое рядом
От прежнего исторического облика города сохранилось не слишком много, но кое-что всё же сохранилось, хотя новая застройка лишила город обаяния уютного деревянного города, поскольку он утратил многие маленькие уютные купеческие и мещанские деревянные домики XIX века и дворянские усадьбы.
.

Советский проспект, главная улица города
В Череповце и Череповецком районе — этом богатом лесом краю традиционного деревянного зодчества — сегодня осталось всего 15 деревянных памятников архитектуры. Впрочем, немногие деревянные классические усадебные дома, тем более с хозяйственными сооружениями, когда-то привычная примета русского пейзажа, за последние два десятилетия были утрачены почти повсеместно. В 90-е годы в Череповце очень часто горели деревянные дома, думается, не просто так.

Сгоревший деревянный дом недалеко от Шексны, почти в центре
Но кое-что сохранилось. Череповецкой Горке на берегу Шексны повезло. Сразу после революции, в 1917 году, ее, одну из самых богатых усадеб города и уезда, взяли под охрану, не дали бессмысленно растащить или сжечь. За советские десятилетия в ней сменилось несколько пользователей, особенно тяжелым для дома был последний период, когда в нем проживало около 20 семей. И все же дом, добротно выстроенный из долговечной лиственницы, выстоял. В конечном счете, это и позволило в 1989 году создать историко-этнографический музей "Усадьба Гальских" и начать в 1992 году реставрацию главного дома. И здесь усадьбе вновь повезло: за ее восстановление взялись специалисты старейшей и лучшей реставрационной организации страны — Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), а проектирование вел архитектор С.Б. Куликов.

Усадьба Гальских (фотография из Интернета)
.
Гальские - благородный род новгородского дворянства, ведущий свою историю с 16-го века был связан со многими известными русскими фамилиями: Верещагиными (В.В. Верещагин - известный художник-баталист, двоюродный брат Л.Н.Гальского - зятя Кудрявого, Шитовыми (купцы Шитовы - известные судовладельцы Петербурга, Мария Алексеевна Шитова - супруга Николая Львовича Гальского (1855-1920), последнего хозяина "Горок"), Янишами (В.В.Яниш - один из первых русских авиаторов, погибший в 1912 г. при испытании "Фармана-2", племянник Н.Л.Гальского).
Первым хозяином усадьбы был участник Отечественной войны 1812 года Андрей Иванович Кудрявый. Но почти целый век усадьбой правили Гальские, так как он выдал свою дочь за Льва Николаевича Гальского. В 1856 году, вероятно, в качестве приданого Горка (усадьба сохранила за собой название пустоши) перешла семье Гальских. Дворяне Кудрявые и Гальские известны в Новгородской губернии с XVII века, служили Отечеству, неоднократно выбирались предводителями местного дворянства; исследователи утверждают, что они находились в родстве с известными русскими фамилиями Верещагиных, Толстых, Тургеневых. Дом братьев Верещагиных находился неподалеку от усадьбы. Николай Верещагин придумал рецепт, по которому изготавливалось Вологодское масло, а его брат Василий был прославленным художником-баталистом.

Мария и Николай Гальские. 14 июня 1900 года
1917 год круто изменил жизнь обитателей усадьбы. Вскоре после революции умер Николай Львович Гальской (последний хозяин дома). Его жена с дочерьми вынуждена была уехать. На семью выпало множество испытаний: аресты, ссылки, эмиграция. Сейчас в Санкт-Петербурге живет Татьяна Желвакова – внучка Николая Львовича. Еще одна ветвь Гальских оказалась в США. Там проживают братья Гальские, Константин и Александр. Потомки дворянской фамилии впервые побывали на малой родине лишь в 90-х годах XX века, тогда уже в качестве почетных гостей. Известен стал уже в наше время Владимир Львович Гальской.

Владимир Львович Гальской (1908 - 1961)
Как уже сказано выше, усадьба Горка, принадлежавшая Гальским, сохранилась и была восстановлена. Работы по восстановлению приусадебных сооружений продолжаются. В настоящее время здесь находится историко-этнографический музей, который так и называется - "Усадьба Гальских".
Семья Льва Ионовича Гальского в 1919 году покинула Россию и в конечном итоге обосновалась в Белграде. Владимиру Львовичу тогда было 11 лет. Здесь он окончил гимназию, затем - архитектурно-строительный факультет университета. В годы Второй мировой войны Владимир Гальской оказался в Германии, откуда в 1947 году вместе с семьей перебрался в Касабланку, в Марокко. Это был его последний переезд. На протяжении всей своей жизни Владимир Львович писал стихи. Сборник "Путь усталости", изданный в Вологде в 1992 году, - это, по определению Константина Львовича Гальского, "сыновний долг перед памятью моего отца".
Читать:Гальской Владимир Львович "Путь усталости"
* * *
Из сборника "Путь усталости"
Осень
Я с осенью давно себя связал,
Я осыпаюсь с каждым листопадом.
Меня, лаская, жжет, как листья сада,
Луч солнечный — начало всех начал.
Когда небес холодная лазурь
Роняет нити паутинной пряжи
И скоро первый снег на землю ляжет,
Хочу смирить шального сердца дурь.
Зачем оно трепещет и теперь,
Зачем ответа ждет во встречном взгляде?
С его упрямой верой мне не сладить!
Напрасно говорю ему: не верь!
Как заглянуть за темный полог дней —
Вернется ль яблонь вешнее цветенье,
Наполнит ли жужжанием и пеньем
Вновь воскрешенный сад души моей?
Ведь я не тот, ведь я уже не тот,
Каким я был еще совсем недавно.
Я догниваю тихо и бесславно,
Как в вянущей траве упавший плод.
Довольно, сердце! Замолчи и ты,
Не бейся птицей в ребра темной клетки,
Учись следить, как, вздрагивая, ветки
Роняют запоздалые листы.
Мюнхен, октябрь 1945
* * *
Быть Робинзоном можно и в Париже
Быть Робинзоном можно и в Париже,
Не надо моря, пальм, фрегатов, скал,
Привычное, свое, придвинь поближе
И ты увидишь, как твой остров мал.
Пусть где-то близко улицы, проспекты,
Толпа и свет автомобильных фар.
От них стеною отделен навек ты,
Принявши одиночество как дар.
Твой узкий мир тебе давно не скучен,
И не пугает больше тишина.
Как попугай, бродячий пес приручен,
Как Пятница, верна тебе жена.
И если есть назад еще дорога
Вернуться ты не пожелаешь сам,
Ведь ты забыл, что где-то у порога
Есть мир иной, открытый всем ветрам.
Касабланка, март 1948.
* * *
Счастье
Счастье наше вовсе не Жар-Птица,
О которой в детстве все мечтали,
Счастье — незаметная синица,
Что порхает по полям печали.
Все его мы ловим на дорогах,
Но оно дается в руки редко.
И пустует часто у порога
Припасенная для счастья клетка.
* * *
P.S. Череповец входил первоначально в Новгородсекую губернию, в 1927 году Череповец стал Череповецким округом Ленинградской области, 23 сентября 1937 года город и район вошли в состав вновь созданной Вологодской области.
(Из открытых источников)