marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Category:

Любимые эрмитажные экспонаты Михаила Пиотровского

В издательстве «Арка» вышла книга «Выбор директора. Эрмитаж» — первый российский выпуск международного проекта английского издательства Scala: директора крупнейших музеев мира рассказывают об экспонатах, которые, на их взгляд, занимают особое место в коллекции. «Собака.ru» публикует отрывок из «путеводителя», в котором Михаил Борисович Пиотровский делится историями о неожиданных хайлайтах собрания и признанных шедеврах: от тарелки «Татарин с татаркой» до «Композиции VI» Кандинского.

«Я написал не о своих вкусах, но о своем видении музея сегодня. На нем основана концепция развития «Большой Эрмитаж». Я связан с Эрмитажем всю жизнь, вырос в нем, помню несколько поколений эрмитажных сотрудников ито, как меняется значение экспонатов, даже когда они сохраняют свои места в экспозиции. Огромный энциклопедический музея полон диалогов».





Спящий Гермафродит

Древний Рим, римская работа по греческому оригиналу III–II века до н. э.

Когда я мальчишкой учился в эрмитажных кружках, мы любили незаметно забежать в один из античных залов и украдкой посмотреть на статую Гермафродита у дальней стены. Это напоминало тайну, секретное знание. Сама история была менее важна, чем кажущаяся запретность темы. Впрочем, легенда весьма интересна. Имя героя составлено из двух — Гермеса и Афродиты — отца и матери. Рожденный вне брака юноша отличался удивительной красотой, и в него страстно влюбилась нимфа Салмакида. В стремлении сохранить любимого за собой она попросила богиню навсегда слить их воедино, и так получилось трогательное двуполое существо. Такая история не могла не вдохновить художников. Знаменитая скульптура грека Поликлета породила множество подражаний во время существования Римской империи, а потом и в эпоху Ренессанса.

В Эрмитаже на самом деле хранятся шесть разных реплик. Самая старшая считается римской копией, но в этом нет полной уверенности. Совершенно точно, что ложе более позднего происхождения и повторяет то, которое создал для одной из лучших скульптур этого типа сам Бернини. Сейчас оригинал ложа находится в Лувре. Копий было много. Говорят, что одну из них (бронзовую) заказал и привез в Испанию сам Веласкес. Не только привез, но и сделал ее моделью для своей знаменитой «Венеры Рокебю» («Венера с зеркалом»). A ею в свою очередь вдохновлялся в ХХ веке Фрэнсис Бэкон. В его жестоко изуродованных телах «Трех этюдов фигур у Распятия» можно увидеть и очертания нашей эрмитажной скульптуры.


«В хранилищах ждут своего часа
эротические древнеегипетские
миниатюрные скульптуры из коллекции
Николая I и прекрасные японские
гравюры — наше общество еще не готово
воспринимать такие вещи без сильных эмоций».





* * *

Композиция VI

Василий Кандинский. Россия — Германия. 1913 год

Удивительной силы работу Кандинского я впервые увидел в хранилище Эрмитажа. Ее еще не показывали широкой публике. Советский Эрмитаж мог преподнести своим друзьям редкий подарок — позволить на нее посмотреть. Это произошло в те времена, когда в стране ничего не было, но все могли достать. Так обстояло дело и с авангардным искусством, которое показывали только избранным. Сегодня все искусство доступно, и прелесть увидеть запретное исчезла. Картина осталась великой. Она относится к той категории экспонатов, которая позволяет нам гордо считать, что XX век представлен в Эрмитаже звездными работами (Матисса, Малевича, Кандинского, Кабаковых).

Перед нами первое монументальное произведение абстрактного искусства. У него два названия: первое — «Потоп», второе — «Композиция VI». Первое помещает его в ряд картин на стекле и эскизов, в которых почти реалистические образы постепенно превращаются в абстрактную бурю красок. Второе отсылает к серии пронумерованных композиций, среди которых эта — переломный эпизод, мощный взрыв, превративший экспрессионистскую работу в философскую абстракцию. Мы видим, как рождается абстрактное искусство и (без преувеличения!) даже слышим звуки перемалывающихся пространств.




Библейский потоп был реальным катаклизмом, превращенным в космический миф. Подобное преображение произошло и с картиной Кандинского, где шторм постепенно стал космической катастрофой. Библейское уничтожение предшествовало созданию нового, процветанию спасшихся. И у Кандинского из сердца бури и потоков кипящей воды струится свет нового творения. Получается, что абстрактное произведение искусства лучше других образов и слов передает универсальный смысл древней истории. Поэтому в эрмитажном контексте оно занимает особое место в музейном диалоге культур. Такое изображение потопа характерно для носителей всех единобожеских религий и даже, пожалуй, для шумеров, которые первыми описали реальное стихийное бедствие.

Есть и другая культурная взаимосвязь работы с коллекцией музея. Произведения Кандинского выставлены у нас в залах западноевропейского искусства, представляя собой его германскую ипостась, вырастающую из экспрессионизма. Это подчеркивает присутствие в творчестве великого художника двух начал — русского и германского, что побуждает к размышлениям. Дополнительным стимулом для рассуждений служит и то, что обычно неподалеку от произведений Кандинского одиноко висит «Черный квадрат» Малевича — его исторического соперника по первенству в создании абстрактного искусства, также сочетающего в себе некоторые традиции народного искусства России с развитием уже не экспрессионизма, но — кубизма.Таким неожиданным образом картина об истории мироздания оказывается в Эрмитаже еще и пособием по истории искусства XX века.


Читать далее полностью:http://www.sobaka.ru/entertainment/art/103332
Tags: Василий Кандинский, Михаил Пиотровский, Эрмитаж, искусство, что читать, чужие мысли
Subscribe

Posts from This Journal “Эрмитаж” Tag

  • Франц Ксавье Винтерхальтер. Цветник прекрасных дам

    Массовый интерес русской аристократии к немецкому художнику Францу Ксавье Винтерхальтеру (1805 -1873) начался после 1857, когда он написал портрет…

  • Мистические Атланты Нового Эрмитажа

    Зимний дворец Музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий на Дворцовой набережной, связанных друг с другом: 1. Зимний дворец…

  • "Эрмитажный Будда" и Большой двор Эрмитажа

    Я всё-таки была во дворе Эрмитажа и пофотографировала скульптуру китайского художника Чжан Хуаня "Эрмитажный Будда", хотя так тогда ничего…

  • "Площадь Согласия"

    Сегодня хотелось бы в рубрике "10 картин" предложить мой давний пост (2015 года) о двух выставках одной и той же картины, на которых я…

  • В этот день три года назад

    Вячеслав Зайцев в Эрмитаже Оригинал взят у verapapkova в Вячеслав Зайцев в Эрмитаже Персональная ретроспектива в Эрмитаже! Невозможно…

  • Висячий сад Малого Эрмитажа зимой

    Вид на Висячий сад из окна зала с часами "Павлин" Эрмитаж - мой любимый музей. Я была там бессчётное количество раз. Но каждый раз,…

  • Хорошая новость!

    Очень хорошая новость из Вологодской области: в городе Устюжна на реконструированной Торговой площади появилась скульптурная композиция, изображающая…

  • Сесил Битон в Эрмитаже

    Сесил Битон. Фотография Греты Гарбо В Главном штабе открылась выставка «Сесил Битон и культ звёзд», подготовленная Эрмитажем…

  • Эрмитаж в фотографиях и публикациях – 2020

    Эрмитаж. Ёлки в фойе перед Эрмитажным театром 2020 С 7 декабря 2020 года в Фойе Эрмитажного театра развёрнуты выставки "Эрмитаж в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments