Вот если бы у меня была золотая рыбка, то у меня было бы одно желание: домик в деревне, но не простой домик, а домик, похожий на небольшую русскую старинную усадьбу.
Ниже не полностью эссе И. Ярового "О русской усадьбе". Фотографии мои, сделанные в усадьбе "Марьино".
Русская усадьба...
Он создавался литературой от А.С.Пушкина до А.П.Чехова и живописью "Мира искусства". И он принадлежит сотням дворянских усадеб, которыми Россия была украшена, как луг цветами.
Что такое усадьба, в чем ее смысл и значение?
Древнерусское слово "усадьба" (сначала чаше говорили "усадище") происходит от слова "сажать". Царь и великие князья наделяли своих людей землей, "сажали" их на землю. Образовались "усадьбы". Потом слово это стало обозначать и купленные земельные участки. Усадьбы находились в городах, сельских населенных местах и близ них. С начала XX века усадьбой нередко называли дом в загородном имении. Но наиболее правильно понимать усадьбу как отдельное землевладение со всеми находящимися на его территории постройками, садом и парком. Сельские дворянские усадьбы были центрами обширных вотчин и поместий. Создание культуры классической русской усадьбы произошло в конце XVIII века.
"Указ о вольности дворянства" (1762 г.), освободивший дворян от обязательной государственной службы, и экономические льготы, дарованные им Екатериной II, способствовали массовому усадебному строительству. Строителем же явился дворянин. не только почувствовавший тягу к независимой сельской жизни, но и воспитанный к тому времени на просветительских идеалах с их требованием разумного и естественного. Он верил в возможность создания прекрасного и совершенного мира, и в соответствии со своими представлениями о нем обустраивал собственную усадьбу. Причем обустраивал, будучи свободен от архитектурных норм и правил, действовавших в городах.
Разумеется, эта усадебная модель идеального мира была глубоко противоречива, потому что основывалась на крепостничестве. Но усадьбы и ценны во многом тем, что стали вообще таким редким в России воплощением мечты об идеале.
Дело в том, что развитие русской усадьбы счастливо совпало с развитием классицизма в России. Классицизм своими этическими темами свободы, истории и гармонии полностью ответил умонастроениям "просвещенных" помещиков, своей универсальной художественной системой и языком оказался понятен всем и распространился от великолепных царских резиденций под Санкт-Петербургом до скромных имений мелкопоместных дворян, по словам философа начала XX века Г.П.Федотова. "разбросав греческие портики на тысячи верст среди северных берез и елей". Классицизм предопределил высокохудожественный облик русской усадьбы и единство ее стиля в период расцвета
Значение усадеб для России трудно переоценить. Оно намного больше, чем значение усадеб для Англии, шато для Франции или вилл для Италии.
Сколько гениальных строчек написал А.С.Пушкин в Михайловским и Болдине! М.И.Глинка творил в своем Новоспасском на Смоленщине, А.С.Грибоедов в Хмелите, Е.А.Баратынский и Ф.И.Тютчев в Муранове, И.С.Тургенев в Спасском-Лутовинове, А.Н.Островский в Щелыкове, Л.Н.Толстой в Ясной Поляне...
Многие усадьбы являются восхитительными художественными памятниками. Кусково, Архангельское, Останкино, Сиворицы под Санкт-Петербургом, Знаменское-Раек близ Твери, Ляличи на Брянщине, Городня под Калугой - все трудно перечислить. Ведь они создавались такими выдающимися архитекторами, как И.Е.Старов, В.И.Баженов, Н.А.Львов, Дж.Кваренги, М.Ф.Казаков, а также талантливыми крепостными мастерами, которые глубоко усвоили профессиональные заповеди предков и воплотили их в своих творениях. Усадьбы, их дома, церкви и парки стали организующими формами русского ландшафта, к которому так привыкли А.С.Пушкин и Н. В. Гоголь в своих дорожных странствиях.
Усадьбы сосредоточили в себе русскую историю, русскую культуру и русскую природу. Они - сгустки нашего наследия, и узнать их - значит во многом узнать Россию.
* * *
Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси, –
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
Порою в полдень льется по лесу
Неясный гул, невнятный крик,
И угадать нельзя по голосу,
То человек иль лесовик.
Порою крестный ход и пение,
Звонят во все колокола,
Бегут, — то значит — по течению
В село икона приплыла.
Русь бредит Богом, красным пламенем,
Где видно ангелов сквозь дым...
Они ж покорно верят знаменьям,
Любя свое, живя своим...
Николай Гумилёв
[url]http://www.landart.ru/01-motivs/a-articles/01a0013.htm[/url]
Читать:
Мария Нащокина "Русская усадьба Серебряного века как феномен национальной культуры"
[url]http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10904.php[/url]