marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Category:

"Лето с Моникой"

Нахожусь под сильным впечатлением после того, как вчера я посмотрела ранний фильм И. Бергмана "Лето с Моникой"  (1953).  До просмотра название фильма ассоциировалось у меня с какой-нибудь романтической историей в духе "Замка Грипсхольм" Курта Тухольского, т. е. чего-то лёгкого, милого, романтического, красивого (это о внешней стороне романа). Сюжет романа  легок и грациозен. Это история отпуска, проведенного писателем Петером и его подругой Лидией в Швеции в старинном замке Грипсхольм. Про эту романтическую историю  в Германии были сняты два фильма, первый в 1963 году с Яной Брейховой, Надей Тиллер и Вальтером Гиллером, а второй под названием "Грипсхольм" в 2000 году.







Но мои первоначальные  представления о фильме "Лето с Моникой" оказались несколько завышенными. Да, и здесь история отдыха молодой пары в Швеции же тоже есть, на озере, на природе, и это было бы красиво, если бы фильм был снят в цвете. Но всё не совсем легко и просто. Героям, Монике 18, её другу Гарри (так она называет парня по имени Люнд)  -  19. Они разные, но вот отношения захлестнули их. Моника убегает из дома, который ей осточертел: вечно занятая стиркой, готовкой, уборкой мать, трое маленьких братьев и сестёр, пьющий отец, работа Моники в овощной лавке. У Гарри всё более прилично, правда, мать умерла, когда ему было 8 лет, отец часто болеет, есть тётя. Материально они живут гораздо лучше, чем семья Моники. Но работает Гарри упаковщиком посуды на складе, где им помыкают, а затем и увольняют после опоздания на работу. И вот Моника и Гарри на катере отца Гарри убегают из города (а это Стокгольм) на природу, где умываются в озере, еду готовят на спиртовке, чувствуют себя свободными от всего на свете.

И. Бергман очень чувственно показывает их "свободу и беззаботность". Харриет Андерсон, актриса, которая неоднократно снималась в его фильмах, появляется здесь обнажённой, что для тех лет было достаточно смело.







Но ничто не вечно. Моника беременна, становится холодно, нормального питания нет. Остаётся блудным детям возвратиться домой, где рождается ребёнок, они снимают квартиру, Гарри работает и учится, а Моника думает о том, что ей нужно новое пальто, развлечения, отдых от такой жизни. Отношения резко меняются. Моника кричит, требует больше денег, большего внимания, свободы, изменяет Гарри с бывшим парнем...

Кончились беззаботные дни короткого северного лета. На небе не лёгкие летние облака, а тяжёлые тучи. Кончилось лето любви и беззаботности.  Моника уходит, оставив дочку Гарри.  Она ищет красивой и счастливой жизни, которой у нее никогда не было.

Люнд будет каждый день проходить с дочерью на руках мимо лавки зеленщика и вспоминать о своей непутевой возлюбленной. Но у него есть сокровенные воспоминания, согревающие душу: лето с Моникой.

Их  лето прошло. Грустный фильм.
Tags: И. Бергман, Швеция, кино, рецензия, шведское кино
Subscribe

Posts from This Journal “И. Бергман” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Posts from This Journal “И. Бергман” Tag