marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Category:

"Перед зеркалом"



В. А. Каверин (1902 - 1989)



Уже давно не читала романов. Последними были, пожалуй, Л. Улицкая и Д. Рубина. После этого были в основном мемуары, рассказы, эссе, биографии. Но вот взяла В. Каверина и перечитала "Перед зеркалом". Помню, что уже начинала давно-давно его читать, но как-то не пошёл тогда этот роман в письмах. Показалось, что читать эти письма скучно, и не верилось, что можно так долго переписываться с человеком, которого ты, якобы, любишь. Ошибалась, роман оказался интересным, познавательным, даже историческим и в нём  много интересных рассуждений об искусстве.А ещё интереснее его читать сейчас, когда знаешь гораздо больше, чем в молодости и у тебя гораздо больше ассоциаций с прочитанным.

"Перед зеркалом" - это интересный рассказ об ушедшей эпохе, конкретно, о начале XX  века, I Мировой войне, до конца 30-х годов. Узнаёшь много интересного о Перми, Казани, Симбирске, Москве, Санкт-Петербурге, Ялте тех лет, а также о Турции и Франции.

Вот хотя бы о Москве, где героиня  кроме музеев посетила с тётей диспут о живописи в Политехническом институте:

"Костя, я была в Москве. Моя тетя (сестра отца), не видевшая меня с детских лет, вдруг пожелала встретиться. Она работает в Лиге борьбы с туберкулезом, но интересуется, как и я, искусством. В годах, но еще живая, энергичная, и не я, а она затаскала меня по Москве. С нами был ее друг Иван Иванович Реутов, преподаватель Строгановского училища, знаток искусства. Мы были в храме Христа Спасителя, в Кремле, в церкви Василия Блаженного и в первом этаже Третьяковской галереи (второй, к сожалению, ремонтируется). Видела Верещагина, который мне не очень понравился, может быть, потому, что он больше говорит уму, чем сердцу. Зато от Левитана и Борисова-Мусатова положительно не могла оторваться. «Призраки» последнего напоминали мне мои сны – не помню, писала ли я Вам, что вижу сны так часто, что даже удивляюсь иногда, если ночь проходит без снов? Перед картиной, которая мне нравится, я как бы раздваиваюсь – знакомо ли Вам это чувство? Чтобы глубоко почувствовать настроение картины, мне надо взглянуть на нее глазами моего двойника. И когда это удается, я испытываю даже перед грустными произведениями чувство непонятного счастья. К этому чувству присоединяется удивление: почему в двух шагах от Левитановского "Вечернего звона" видишь только грубые мазки, а в десяти или пятнадцати картина складывается так гармонично? Ведь мне казалось даже, что я слышу звон колоколов, доносящийся откуда-то издалека. Я не смотрела других художников, берегла впечатление, а вечером пошла на диспут о живописи, который в Политехническом институте устроила группа "Бубновый валет". Боже мой! Никогда в жизни еще не приходилось мне в один и тот же день испытывать такие противоположные впечатления. Попасть было почти невозможно, но тете удалось достать билеты с помощью Реутова, и, пробравшись через огромную толпу студентов, громко споривших с городовым, мы заняли свои места на хорах".

Любопытны описания и других городов и событий. Сразу чувствуешь, что автор письма очень хорошо  знаком с описываемым материалом, как у себя дома в России, так и в Турции, и во Франции.

Это характерно и для других произведений В. Каверина, не основанных на реальных письмах реального человека.

В. Каверин известен всем без исключения своим романом "Два капитана", две самые известные экранизации которого я видела по нескольку раз. "Исполнение желаний" - тоже принадлежит перу В. Каверина, и фильм получился тоже очень неплохой. И вот роман "Перед зеркалом", написанный В. Кавериным как некоторый итог его творческой деятельности и который он считал самым лучшим своим произведением.

"Перед зеркалом" - роман в письмах. В романе два главных героя: Лиза Тураева и Константин Карновский. Он – подающий большие надежды математик, она закончила гимназию с золотой медалью и  мечтает стать художницей. Возникают романтические отношения, даже встаёт вопрос о замужестве, но  из-за непохожих характеров между ними возникает недопонимание, брак не состоялся.

Самое неожиданное для меня оказалось то, что герои романа имеют реальных прототипов. Роман В. Каверина написан на основе реальных писем  художницы Лидии Никаноровой, которая, находясь в эмиграции, поддерживала общение с другом юности. Кстати, до этого я даже не слышала о такой художнице.
В  основу романа легла реальная переписка  Лидии Никаноровой и профессора математики Павла Безсонова.

Во время революции и начала гражданской войны героиня Лиза Тураева Лидия Никанорова) оказывается в Крыму, откуда переправляется в Турцию, ещё до начала "бега" многочисленных русских в Турцию во время гражданской войны в России.
Оказавшись в Константинополе, столице многих древних империй, в том числе христианской, героиня  заинтересовалась византийским искусством, и начала копировать фрески в храмах Константинополя. Здесь реальная героиня Лидия Никанорова  знакомится с художником Георгием Артёмовым, который впоследствии станет её мужем. Позже они переезжают во Францию, где с 1924 по 1928 года летние месяцы проводят на Корсике.

Лидия Никанорова была известна не многим художникам и с трудом могла продавать свои полотна, на что она могла бы жить.Жизнь не баловала её, приходилось, как и героине романа, очень трудно сводить концы с концами.  Реальная жизнь художницы немного отличается от написанной в романе Каверина. В жизни Лидия остается с мужем Жоржем (Георгием), в романе она предпочитает остаться одна в жалкой деревушке в Турции. Но реальным остается факт сердечной переписки между двумя людьми, на протяжении многих лет (до 1935). Позже эту переписку Безсонов оформил в кожаные тетради для сохранности и отдал их Вениамину Каверину.





Автопортрет Л. Никаноровой


В романе мы читаем только письмаа Лизы, мы домысливаем ответы Карновского. Кроме того, мы читаем авторские описания  событий жизни Лизы.

25 лет Лиза и Константин пишут друг другу письма, которые перемежаются редкими встречами, ссорятся, возвращают эти письма, не вскрыв конверта, вспыхивают, обижаются, но продолжают любить друг друга, несмотря на расстояния. Сменяются года, мелькают города, но одно неизменно: любовь Лизы к Косте и к искусству.

По письмам мы видим, как  Лиза меняется на протяжении жизни.

"Кто-то сказал, что жизнь — ряд пропущенных возможностей. Как это верно! Всегда я как будто чего-то жду, сижу на полустанках, по дороге в столицу, не раскладывая вещей. А молодость проходит, да уже и прошла. Где же столица?"

Каверин поднимает очень важные темы. Прежде всего, это проблемы  выбора своего пути. Может быть, выбор был не всегда "правильным", но это был выбор человека, который может и ошибаться.
В романе много рассуждений об искусстве. Его стоит читать тем, кому близка по духу эпоха начала XX века, жизнь в России перед революцией, искусство, быт художника того времени, кому интересно неспешное развитие событий.

В "Послесловии" В. Каверин писал"

"Понадобилась сильная лупа, чтобы прочитать эти случайно попавшие ко мне письма, — почерк был неразборчивый, обгоняющий мысли, небрежный.
Несколько замечаний:
Работая над подготовкой текста к печати, я узнал много нового о Елизавете Тураевой, которой принадлежали письма, и Константине Карновском, которому они адресованы. Эти сведения дополнили книгу.
Я отобрал лишь самые значительные из писем.
Лица, упомянутые в письмах, были извещены о находке и согласились на публикацию, однако при условии, что их фамилии будут изменены. Это не коснулось деятелей, оставивших заметный след в русской и мировой культуре первой четверти двадцатого века.
Пользуясь правом романиста, я дополнил переписку немногими сценами".


Кстати, о жизни художницы и о её взаимоотношениях с другом юности математиком Павлом Безсоновым, с которым она вела переписку 25 лет, и известным поэтом Мариной Цветаевой, можно почитать статью  Марины Ломовской  в журнале "Симбирскъ" в седьмом номере за 2017 год и первом - за 2018 год.

Кроме того можно почитать:
Неизвестные страницы из жизни симбирян. Лидия Никанорова – художница, ровесница Пластова
Tags: литература и писатели, художники, что читать
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments