marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Categories:
  • Location:
  • Mood:

Красная ветка метро

19 февраля в 23:35 по "Культуре" был показан прекрасный фильм о Ленинградском-Санкт-Петербургском метро "Подземные дворцы для вождя и синицы". Из фильма я узнала немало фактов, о которых я либо ничего не знала, либо просто не обратила внимание. Особенно интересно было разузнать всё о первой линии (красной ветке) нашего метро ещё и потому, что одна моя тётка рассказывала мне, как она получила пригласительный билет на первую поездку по этой линии в день его открытия. Она очень гордилась этим.




В вестибюле станции "Автово"



Балерины в вестибюле станции "Автово" (Из Интернета)



Произошло это знаменательное событие  15 ноября 1955 года. Поездка длилась от станции "Площадь Восстания"  до станции "Автово".





15 ноября 1955 года. Станция "Площадь Восстания". Где-то среди гостей и моя тётушка


Строительство Ленинградского метро началось ещё до войны, но война помешала этому, и - это ужасно! - все начатые шахты метро были затоплены. Строительство возобновилось только в 1946 году. Уже в 1947 году были определены станции первой ветки:

Станция "Площадь Восстания". Тема оформления – Исторические и революционные события в городе. Облик станции должен был подчеркивать значение Ленинграда как колыбели Октябрьской революции. Кроме того станция должна была стать своеобразным вестибюлем города, так как располагалась у Московского вокзала, куда прибывали все гости Ленинграда.

Станция "Пушкинская". Тема оформления – строительство первой железной дороги в России. Станция располагалась у Витебского вокзала, откуда в сторону города Пушкин была проложена первая России железнодорожная линия, давшая начало развитию этого вида транспорта в стране. В 1949 году в связи с празднованием 150-летия со дня рождения великого поэта, тема оформления была изменена и посвящена А.С. Пушкину.






В вестибюле станции метро "Пушкинская" (Из Интернета)


Станция "Технологический институт". Станция должна была освещать развитие науки и техники, так как была расположена напротив одного их старейших высших технических учебных заведений в стране.

Станция "Балтийская". В оформлении станции господствовала морская тематика, расположение Ленинграда на побережье Финского залива Балтийского моря. Станция так же посвящалась Балтийскому военно-морскому флоту, портам Советской Балтики.

Станция "Нарвская". Тематика оформления – революционные движения пролетариата исторического района Нарвской заставы. В 1950-м году было предложено назвать станцию "Сталинской" а в ее оформлении отразить деятельность Сталина в Петрограде в 1919 году, которая так же была связана с районом Нарвской заставы. В дальнейшем от названия "Сталинская" отказались.




В вестибюле станции метро "Нарвская"






Станция "Кировский завод". В оформлении этой станции необходимо было отразить развитие и мощь советской тяжелой промышленности. Свое название станция получила благодаря одноименному мощному и важному машиностроительному предприятию

Станция "Автово". Тема оформления – прославление защитников Ленинграда в годы войны. Район Автово был передним краем обороны Ленинграда во время Блокады.


А вот об этом я узнала из фильма. Оказывается,  станции "Пушкинская" первоначально предполагалось дать наименование "Витебский вокзал", расположенный поблизости от выхода из её вестибюля. Но поезда с этого вокзала отправлялись в сторону города Пушкин – одной из жемчужин в ожерелье пригородов Петербурга. Поэтому название станции постепенно трансформировалось в "Пушкинскую", а её внутреннее оформление стало полностью соответствовать имени и напоминать пассажирам о великом русском поэте. А открылась эта станция 30 апреля 1956 года. "Пушкинская" не открылась вместе со всеми потому, что был обнаружен плывун на месте прокладки тоннеля для подъёмных механизмов и была опасность обвала породы. Восстановительные работы заняли некоторое время. А поезда в это время проезжали мимо этой станции без остановки. Вот такие события происходили во время строительства нашего метро.
Это самые первые станции метро.
Теперь у нас несколько веток метро, названных не только по конечным станциям, но и  по цветам  спектра: красная, синяя, зелёная, оранжевая, фиолетовая.


Из красной ветки я больше всего люблю "Автово" и "Пушкинскую". А моей тётушке больше всего нравились "Автово" и "Балтийская".





* * *

Проспекта утренняя дрожь
трясет трамваи,
в метро прогретое шагнешь -
и накрывает...



Все спят, в вагоне растворясь,
и даже стоя,
все спят, в тоннеле черном мчась,
спят под Невою,
спят под шумливою Сенной,
и, словно воды,
нахлынут сонные волной
на переходы...



И мы с тобой, как часть волны -
плечами в плечи,-
вздымается из глубины
вал человечий,
и возносясь из-под земли,
из гулких залов,
мы свежесть утра обрели.
И солнце встало.


Автор: Владмира

Правда, великолепное стихотворение?


Tags: интересные факты, история, метро
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments