О нашем оптимизме и чуждом пессимизме
Июнь 1st, 2018
АВТОР: Юрий Денисов
В споре с расхожим пониманием феномена

Напомню популярное определение этих антонимических понятий:
сказавший «Бутылка водки наполовину полна» — это оптимист,
а сказавший «Она наполовину пуста» — это пессимист.
То есть оптимистический или пессимистический взгляд на вещи определяется природной предрасположенностью человека — только и всего.
Это полушутливое-полусерьёзное высказывание очень популярно у нашей образованной публики и считается исчерпывающе мудрым.
Что касается меня, то я здесь вижу не столько понимание феномена, сколько его успокоительное упрощение.
Процитированная выше «бутылочная» дефиниция с юморным равнодушием уравнивает две противоположные, но одинаково абстрактные субъективности в абстрактной ситуации.
А ведь реальная жизнь всегда конкретна. И конкретизируя «бутылочную» дефиницию, я сразу бы спросил о размере ёмкости: о «чекушке» речь, или о пол-литре, или о полутора литрах.
Скорее всего, имеется в виду классическая поллитровка.
Допустим, на неё смотрит глубокий меланхолик — «ботаник», легко пьянеющий и от четверти стакана сорокоградусной. Ему захотелось захмелеть, и 250 г водки, разумеется, наполнят его взгляд на бутылку радужным оптимизмом. Напомню, перед нами вечно печальный человек, явный пессимист. Но ведь в данной ситуации он оптимист, коли столь оптимистически оценивает свою ближайшую перспективу.
А вот такое же количество водки в такой же по объёму бутылке рассматривает врождённый весельчак, душа компании, успевший благодаря многочисленным питейным застольям стать отпетым алкашом. Чего хорошего ждать ему от этих жалких 250 граммов? При отсутствии финансовых средств несчастный неизбежно впадёт в глубокий питейный пессимизм.
Кто же он? Оптимист или пессимист?...
Читать далее: http://www.peremeny.ru/blog/22231