Сегодня в Русском музее, в залах корпуса Бенуа, открылась выставка произведений К. С. Петрова-Водкина, приуроченная к 140-летию со дня его рождения. Здесь собраны этапные работы художника, освещающие все периоды его творческой биографии, произведения как известные, так и забытые, находящиеся в собраниях различных музеев и частных коллекциях.
Впервые рядом с произведениями из постоянных экспозиций Русского музея и Третьяковской галереи представлены этюды и эскизы к ним, позволяющие увидеть воочию процесс работы художника, всего около 250 произведений живописи и графики из собраний ГРМ, ГТГ, Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева, Художественного музея г. Хвалынска, Петербургского театрального музея, Музея театрального искусства им. А. А. Бахрушина в Москве, Государственнного Эрмитажа, региональных художественных музеев, частных коллекций Петербурга и Москвы.Среди произведений из разных коллекций, будут показаны шедевры художника, такие как "Купание красного коня", "Богоматерь Умиление злых сердец", "Петроградская мадонна", "Смерть комиссара", "Тревога" и другие.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Автопортрет, 1926 - 1927
К. С. Петров-Водкин сказал как-то в одном из своих выступлений перед художниками: "Я не был политическим революционером, но я несомненно был революционером в своей области..."
Действительно, в 20-е - 30-е годы XX века К. С. Петров-Водкин был не только широко известен, но и очень популярен, пользовался большим авторитетом. О нём писали статьи, вокруг его работ всегда возникали дискуссии, а в 1936 году появилась первая монография о творчестве художника.
В этом году исполняется 140 лет со дня его рождения, поэтому поэтому хочется ещё раз вспомнить о его жизни и творчестве.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, русский художник, теоретик искусства и писатель, родился в Хвалынске Саратовской губернии 24 октября (5 ноября) 1878 года в семье сапожника.
В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом объединений "Мир искусства" и "Четыре искусства". Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине.
Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно "Купание красного коня" (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Так же воспринимаются картины "Мать" (1913) и "Девушки на Волге" (1915). В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер "церковного модерна". Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции ("1918 год в Петрограде" (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все картины – в Третьяковской галерее).
В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип "сферической перспективы", который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение "земли как планеты". По-своему "планетарны", монументально-значительны его натюрморты, например "Селедка", 1918, Русский музей.
"Селёдка"
А его портреты воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918; А.А.Ахматова, 1922; оба портрета – в Третьяковской галерее). Искренний "попутчик" революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны ("После боя", 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; "Смерть комиссара", 1928, Русский музей).
"1919 год. Тревога"
Но картина "1919 год. Тревога" (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского "большого террора" с его ночными арестами, а многофигурное "Новоселье" (1937, Третьяковская галерея) – на тему "уплотнения бывших буржуев" – как сатира на новый быт.
"Новоселье"
Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его "Хлыновск" (1930) и "Пространство Эвклида" (1933) – своего рода "вымышленные автобиографии", где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933).
Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939.
Портет А. Ахматовой, 1922
"Искусство для того, чтобы доставить человеку эстетическое наслаждение и в некотором роде есть школа для развития нравственности человеческой. Напрасный труд утверждать, что искусство стоит выше или даже наравне с действительностью. Многочисленны, разнообразны красоты жизни (действительности), природа неистощима в материале развития души. Спрашивается, зачем же художник? Многочисленные красоты природы не всякому доступны, находятся иногда в таких закоулках жизни, что нужно зеркало, чтобы найти и отразить эти красоты. Человеку с материальным взглядом на жизнь трудно самому постичь хотя частицу, даже трудно разобраться, отличить красивое от некрасивого, грязного и так далее. Художник же - человек, который обладает такой душой, способный не только воспринять идеальное из жизни, но и отразить ясным, понятным для каждого намеком. Эти намеки и есть частицы из природы, выбранные и сплющенные в ту идею, какой задался творец. Она ясна, понятна, способна оставить то самое впечатление, какое почувствовал поэт из жизни, давшей ему эту идею."
Выставка пройдёт с 24 мая по 20 августа 2018 года.
(Из открытых источников)