marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Categories:

Шексна

ШЕКСНА

Днем рождения поселка Шексна надо считать декабрь 1954 года. А вот у села Никольское гораздо более древняя история. Откуда произошло это название?



https://s.gorodche.ru/localStorage/news/18/04/b5/78/1804b578_resizedScaled_817to553.jpg

* * *



На Шексне около череповецкой пристани


Вопрос спорный. Кто-то считает, к примеру, что Шексна означает «заболоченная местность, поросшая тростником». Так ли это? В книге А. Кузнецова «Язык земли Вологодской» есть другая трактовка названия этого слова. Вот что он пишет: "Название Шексна давно привлекало внимание ученых. К каким же выводам они пришли? В ХIХ веке финский языковед Д. П. Европеус попытался объяснить топоним Шексна, исходя из угорского (уграми называли дославянское население Севера, хотя в действительности такого этноса не существовало), слово «шангес» - рукав (в значении приток).
В наше время череповецкие краеведы предложили несколько своих толкований. Наиболее популярной была версия о связи топонима «Шексна» с вепсским словом «осока». Однако здесь не учтено то обстоятельство, что слово это сложное по составу — в нем объединились слова «болото» и «трава», а сложные слова, как правило, не такие уж и древние, чтобы участвовать в образовании названий рек, да и в настоящей вепсской топонимии ничего подобного нет. Где искать выход? Может, посмотреть, что значат другие названия? Их поиски привели в Подмосковье, в верховья реки Днепр, на Смоленщину и даже в Белоруссию и Прибалтику! На этих территориях обычны топонимы Десна, Цна, Добосна, Лисна, Пра, Проня. Откуда все они родом? Московский ученый В.Н. Торопов предлагает для толкования многочисленных, прежде загадочных названий подмосковных рек и рек бассейна Оки использовать языки балтийских народов.
Археологи считают, что все эти этносы в глубокой древности имели одного родственника— так называемых фатьяновцев, во втором тысячелетии до нашей эры, начавших постепенное расселение с побережья в балтийского моря на восток до междуречья Волги и Оки. Фатьяновская археологическая культура получила своё название от села Фатьянова, что находится около Ярославля, где был раскопан могильник этого народа. Фатьяновцы занимались преимущественно скотоводством. Судя по находкам костей, они разводили овец, свиней, коров, лошадей. И промышляли охотой и рыболовством. Более точно путь фатьяновцев с Волги на Сухону подтверждают их могильники на реке Костроме. Впрочем, помогают и топонимы. У реки Толшмы в среднем течении, неподалеку от известного всем любителям русской поэзии Села Никольского, где прошли детские годы Николая Рубцова, есть небольшой приток - Шоксна. Еще одно балтийское название! Основа его схожа с литовским словом, которое переводится как «речной рукав, всякое ответвление, приток». Так становится понятным и название большой вологодской реки Шексны – левого ответвления Волги.

Кое-что стало известно об истории села Никольское из отдельных, разрозненных источников, найденных шекснинскими краеведами в древних записях.

Самое первое упоминание о селе удалось отыскать в документах за 1590 год. А если перелистать историю государства Российского, то в XII-XIII веках река Шексна - важнейший транспортный торговый путь. Берега Шексны, особенно в устьях речек и даже ручьев и вверх по ним, осваивались и заселялись пришлыми людьми. Облюбовав место, сначала останавливались одиночки, а затем к ним пристраива­лись другие переселенцы, так вырастали погосты. Появлялся здесь и торговый люд. И шли вверх и вниз по Шексне ладьи с товаром...

Давайте еще раз заглянем в старинные летописи и перелистаем страницы, ставшие сегодня бесценными: «... за Волгою по Шексне дарю сыну своему Великому князю Усть-Углу да стан Веретейку со всеми деревнями и съезды со всею рыбною ловлею...»
Собрание государственных грамот, завещание княгини Софьи, жены Василия Первого.

Год 1400:

«... А кто придет из московской земли и из таррожской, из новгородских земель и из всех монастырей, всем им всяким товаром и житом торговати на Белозере, а по волостям и по монастырям не торговать опроче оные белозерски волости Усть-Углы. И на Угле быть торгу не старому...»

Уставная грамота, год 1488:

«Погост - сельцо Никольское. А на погосте церковь Николы деревянная клетка. Да храм Парасковеи - Пятницы развалился. А на погосте во дворе пономарь, да проскурица. Да три кельи, в них живут нищие, питаются от церкви. Пашни церковной 10 четы в поле да дву, потому ж сена 15 колен. На погосте крестьянских дворов: во дв. Захарке Васильев на трети, во дв. Девятка Барков на пол-трети. Пашни чахотныя в чети с осьминою. Сена 20 колен...»

Селения типа «погост» возникали на торговых путях как места остановок торговых гостей. С годами менялся уклад жизни людей и род их занятий. Там, где раньше образовывались погосты, стали основываться поселения земледельцев - сельцо.

Река Шексна испокон веков являлась одним из важнейших путей, соединяющих и прочно связывающих жителей юга и севера России.

В начале ХIХ столетия река Шексна стала составной частью Мариинской системы, а с прорытием Северодвинского канала получила выход к Кубенскому озеру и ко всему Северодвинскому бассейну. До сооружения Рыбинского гидроузла Шексна впадала в Волгу напротив города Рыбинска. Длина ее равнялась 445 километрам. В верхнем течении, особенно от Иванова бора до деревни Бурково, на протяжении более ста километров река была очень порожистой. Вот почему встал вопрос о ее шлюзовании. В 1890—1896 годах были сооружены шлюзы в Черной Гряде, Ниловцах и Деревеньке. Подпор плотин при этих шлюзах дал возможность поддерживать постоянный уровень воды в межшлюзовых бьефах и в Белом озере.

По Шексне, как в свое время и по Волге, баржи тянули бурлаки. Этих людей здесь именовали «путинными». Со временем судоходство совершенствовалось. Постепенно «путинные» стали заменять конной тягой. По бечевнику, протоптанному вдоль реки, тянулись вереницы лошадей.

В 70-х годах прошлого столетия вводится туэрная тяга. По дну реки были проложены металлические цепи и поставлены туэры. Туэр представлял собой паровое бесколесное судно с металлическим корпусом. На палубе устанавливались лебедки, которые приводились в движение паром. Для удобства передвижения в противоположные стороны кормовая и носовая части по конфигурации были одинаковыми и управлялись рулевыми колесами. Наматывая на барабан лебедки цепь, туэр двигался вперед и тащил за собой против течения б—7 барж с грузом до 140—160 тонн в каждой со скоростью 2—3 километра в час. Но туэрная тяга себя не оправдала. Из-за извилистости реки суда-бурлаки не могли конкурировать с более дешевой конной тягой. Впоследствии цепи были вынуты из воды, а туэры переделаны в буксирные пароходы. Одновременно развивалось пароходное движение. Первый пароход под названием «Смелый» прошел по Шексне в 1860 году. Это было однопалубное колесное судно, построенное в Череповце, на судоверфи Милютина. Появление его наделало много шума, охотников покататься оказалось немного, боялись нечистой силы, которая двигала судно. Чтобы привлечь пассажиров, хозяева не только сделали проезд бесплатным, но и ставили угощение во время поездки. Медленно люди привыкали к новшеству, оценили пользу чудо-баржи. Предприимчивый коммерсант Милютин добился разрешения на право открыть судоходную линию между Череповцом и Рыбинском. Через несколько лет пароходное движение открылось и в верховьях реки. Пароходы курсировали от Череповца до пристани Чайка. Здесь же, у входа в Белозерский канал, пассажиры пересаживались на другие суда. Вслед за первым пароходом появились двухпалубные «Николай», «Мария», «Крестьянка». А в 1903 году прошло нефтеналивное судно «Вандал» с двигателем, похожим на современные.

В этот период вблизи устья Углы была установлена пристань с названием «Устье-Угольское». Около пристани обосновался купец первой гильдии Баранов. Рядом Репин построил дом, магазины, складские помещения, поставил рубленые торговые ряды. С появлением петербургского купца стало широко развиваться купечество из местных торговцев. Напротив пристани развивал свою торговлю нифантовский купец Спиридонов. Сам же Баранов не ограничивался одной торговлей товарами. Он построил мельницу на реке Угле около нынешней деревни Митенино и разбил прекрасный парк. В 40-х годах мельница была разрушена, в доме расположилась Лукинская школа.

Строительство в 1904-1905 годах железной дороги Вологда - Петербург повлекло за собой и строительство села Никольского, ставшего станцией. В километре от села был построен вокзал с маленьким залом, таким же небольшим багажным отделением, водонапорной башней для заправки паровозов. Железная дорога связала край с уездным Череповцом, с Вологдой и Петербургом. В этот период начала развиваться почтово-телеграфная связь.
После 1917-го года в селе была земская школа на пятьдесят учащихся. Преподавал учитель Орлов В.П. и местный священник Голубев Н.М. В земской больнице справлялись одна фельдшерица, медицинская сестра и санитарка. Больница открылась после того, как из этого помещения, называемого питейным, перевели кабак на главную улицу, в дом Тяпушкина, отведя под неё нижний этаж. После 1918 года начинается перестройка села. Были устранены крупные торговцы и землевладельцы. Их имущество перешло в собственность государства. Дом купца Баранова, стоявший на берегу реки, отошел волостному военному комиссариату, дом Репина - кредитному обществу, дом Лохичева - нардому. В 1925 году село стало центром объединенных волостей. В 1930 году частная торговля была заменена кооперативной, в 1932 году появились рынки.

В годы Советской власти на отдельных участках реки проводились дноуглубительные работы. Но одно это не могло обеспечить нормального судоходства. Как и прежде, пароходы и баржи часто садились на мель. В 1941—1945 годах, когда сформировалось Рыбинское водохранилище, долина реки от устья на протяжении более трехсот километров была затоплена. Благодаря подъему уровня в новом море, прежние мелководные участки сделались судоходными. Вторым важным этапом в реконструкции Шексны явилось сооружение Череповецкого гидроузла. Мощная плотина, перегородившая реку, обеспечила подъем уровня в верхнем бьефе более чем на одиннадцать метров. Теперь Шексну не назовешь уже рекой. Вдоль ее извилистого русла разлилось водохранилище, и люди нарекли его морем. Да оно и в самом деле напоминает море. Бурное своенравное, с крутыми волнами и взмывающими над ними чайками. По данным Гидропроекта, площадь Череповецкого водохранилища при полном наполнении составит более 53 тысяч гектаров. Длина его, включая Белое озеро и нижний участок реки Ковжи, на который распространился подпор Череповецкого гидроузла, равна 265 километрам. Общий объем воды в его чаше достигнет шести с половиной миллиардов кубометров.

К концу 30-х годов начинается интенсивное строительство предприятий местной промышленности и жилья: промкомбината, промартелей, выпускающих валенки, сани, корзины, колеса, телеги. В 1940-1941 годах начинается строительство государственного значения - Волго-Балта. В трех километрах от села возводится гидроэлектростанция, на Барбачевском болоте ведется рубка леса, прокладывается лежневая дорога, железнодорожная ветка, роются каналы, строятся складские помещения, жилые бараки, магазины. Подготовлен котлован под ГЭС, поставлена арматура для гидростанции и основания шлюза. С началом войны стройка была заморожена, и в первые дни на территории «Волго-Балтстроя» формируется 998 стрелковый полк 286 дивизии. В годы войны район считался прифронтовым. В первые два года сюда ежедневно наведывались вражеские самолеты. В двухэтажном здании Пришекснинской школы был оборудован госпиталь, в помещен редакции и типографии был госпиталь для эвакуированных больных блокадного Ленинграда.

В Шексне находили помощь и поддержку эвакуированные из блокадного Ленинграда, воспитывались дети-сироты. Через село и днем и ночью шли эшелоны на фронт. В память об этих грозных годах установлена на высоком откосе в центре поселка гаубица. Она напоминает о великом подвиге русского народа в Великой Отечественной войне, вклад в который внесли и шекснинцы.

Промышленные предприятия и артели были перестроены на выпуск военной продукции. Промкомбинат выпускал специальный обозный транспорт, заготовки для лыж, ружейных ложей. Артели «Культура» и «Промкооператор» шили верхнюю одежду, белье, обувь. Через железную дорогу по реке шли военные грузы, поселок охранялся зенитной батареей. В послевоенный период развертывается строительство гидроузла, а вместе с ним промышленных и культурно-бытовых объектов, райпромкомбинат реконструируется в деревообрабатывающий завод, открываются новые мощности нефтебазы, перестраивается льнозавод, механизируются кирпичный и маслозаводы. Появляются здания из кирпича: дом специалистов на улице Октябрьской, коммунальная баня, здание Усть–Угольской средней школы на 800 мест. 16 декабря 1954 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Никольское переименовано в рабочий поселок Шексна. Строительство стало более интенсивным.

В 1962-1965 годах в районе строительства ГЭС появились многоквартирные дома для строителей и эксплуатационников, причал, больница водников, детский сад магазины, административное здания района гидросооружений. 15 июня 1963 года открылись ворота шлюза №7, и вода рукотворного моря поднялась на 13 метров. По каналу через шлюз пошли суда, а путь им открыл теплоход «Менделеев». В конце 60-х заканчиваются работы по монтажу турбин, и Шекснинская ГЭС дает ток.
Tags: Русский Север, Шексна
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments