marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Categories:

Мода и время


1482782664_P1130749 (562x700, 190Kb)


А. Н. Самохвалов "Девушка в футболке", 1932. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


После посещения Русского музея захотелось побольше узнать о портрете А. Самохвалова "Девушка в футболке". Кто эта девушка? Оказалось,что у героини картины был реальный прототип. По словам А. Н. Самохвалова, девушка в футболке - это действительно существовавшая девушка - Евгения Петровна Адамова (1907—1977). "Была женой партийного работника, впоследствии героически погибшего на подводной лодке во время Великой Отечественной войны. Сама — учительница средней школы. Во время войны участвовала в партизанском движении на Украине. Личность необыкновенно яркая".

Подумалось, а можно ли по одежде определить время, которое отстоит от нас не на века, а лишь на десятилетия? Однозначно можно.Потому что каждое 10-20-летие имеет свои яркие детали одежды, которые характерны именно для этого времени. Вот смотришь иногда незнакомый фильм (неважно, советский или американский) и понимаешь, вот это носили в такие-то годы, это в другие, а вот такое было и у меня самой. А уж живопись запечатлевает моду как ни один другой вид искусства.

Вот, например, портрет А. Самохвалова "Девушка в футболке". Уже по полосатой футболке - можно определить, что это 30-е годы прошлого столетия, период индустриализации нашей страны.

Индустриализации страны была народным подвигом. Это были трудные, голодные  годы.

Но подвиг есть подвиг, и память о нем живет, поскольку о нем были созданы романы ("Время, вперед!" Валентина Катаева, "Гидроцентраль" Мариетты Шагинян, "День второй" Ильи Эренбурга), поэма "Трагедийная ночь" Александра Безыменского, картины ("Рабфак идет" Бориса Иогансона, "Кузнецкстрой. Домна № 1" Петра Котова) и многие другие знаменитые произведения.

Картина "Девушка в футболке" сейчас стала памятником той эпохе. Когда картина была написана, она была правдивым и ярким документом: девушек начала 1930-х годов, подобных "девушке в футболке", можно видеть в семейных альбомах.

Это прабабушки нынешних школьников, и среди них были выдающиеся личности, портреты которых красовались на обложках иллюстрированных журналов. Самохвалов удачно подчеркнул спортивный характер своей современницы – комсомолки, дружившей с солнцем, ветром и водой.

Композиционная четкость, ритмичность линий, подчеркнутая чередованием белых и черных полос футболки, создают ощущение спокойствия, силы, пластической красоты. В сдержанной цветовой гамме, мягко моделируя форму, художник пишет лицо и руки девушки. Лицо ее, безусловно, индивидуально портретно: широкое, несколько скуластое, с характерно очерченным ртом, с открытым, прямым взглядом живых и умных глаз. Перед нами волевой, сильный духом человек.

Художник любуется здесь красотой молодости и энергии, цельностью человеческого характера. Он заставляет всем этим любоваться и нас.
В этом и заключается непреходящая ценность художественного произведения, которое не только "документ эпохи", имеющий "исторический" интерес. Подлинное произведение искусства создает общезначимые человеческие ценности — они не исчезают вместе с эпохой, их породившей, а вызывают чувство восхищения и у последующих поколений.

Именно к числу таких произведений и относится "Девушка в футболке" А. Самохвалова.

Tags: Россия, интересные факты, мода, музеи, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments