marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Category:

БДТ и ЕГО Ко. К открытию нового театрального сезона

Иванченко Ирина Евгеньевна

Говорить о БДТ совсем непросто, это все равно, что описать Гения. А здесь нужно описать не только одного Гения - Георгия Александровича Товстоногова, но коллективный Гений, созданный, взращенной им театральной труппы.
Впервые я посетила этот театр, когда мне было 13 лет, и я училась в 6-м классе. Это был, как тогда говорили, обыкновенный культпоход, с классом. Что шло на сцене, я не помню, очевидно, какая-то пионерская чепуха. Но точно помню, как меня поразил блеск золоченых канделябров, мягкие ковры, устилавшие лестницу, необъятные зеркала, в которых я казалась сама себе еще меньше, тяжелый занавес, который медленно плыл в разные стороны, как только началось действие спектакля. И с особой отчетливостью помню, место, где я сидела. Это был второй ряд, с левой стороны от сцены, сейчас это 52 место. И волнующий, особый воздух театра со смесью каких-то диковинных ароматов: духов, грима, мягкой обивки кресел и его чего-то невыразимо тонкого и прекрасного. Меня всю жизнь волновали эти театральные запахи, поэтому не люблю современных концертных залов, новых театров, нового, так называемого, «евроремонта». В зрительных залах старых театров витала, и ощущалась почти физически особая магия, она уже подготавливала зрителя к восприятию того, что он должен увидеть на сцене.




БДТ им. Товстоногова

Свое победное шествие, восхождение на вершину театрального Олимпа, театр начал с прихода сюда Георгия Александровича Товстоногова в 1956 году. До его прихода, как и до прихода Игоря Владимирова в Ленсовет, БТД переживал полный упадок. Труппа старела, а самое главное, что в ней начались бесконечные закулисные интриги. Главный режиссер театра К.Хохлов по мягкости характера, да и по отсутствию таланта организатора, не мог с этим справиться. Непростое наследство досталось Товстоногову. Молодой энергичный, красивый, а главное, талантливый, Георгий Александрович хотел, умел и смог в самые короткие сроки добиться успеха. Он обладал железной волей. Зная, что такое жизнь театрального закулисья, он на одном из первых сборов труппы произнес фразу, которая сразу же расставила все на свои места. Обращаясь к собравшейся труппе, он сказал: «Должен предупредить всех: я несъедобен, у меня язва». И все, больше уже никто не смел, затевать какие-либо склоки. Как просто. «Я не съедобен»!
О спектаклях БДТ заговорил весь город. Одним из первых спектаклей, Г.А.Товстоногова, который я увидела, была, пьеса французского автора А. Жери «Шестой этаж». Главные роли исполняли совсем юный Кирилл Лавров и бесконечно красивая, талантливая тонкая и нежная Людмила Макарова, вся жизнь которой пройдет в стенах только этого театра.

За первый театральный сезон Товстоногов поставил четыре спектакля. Это было поистине творческим подвигом, и этот режиссерский подвиг Георгия Александровича продолжался до самого последнего его дыхания, до того самого момента, когда его сердце остановилось, после возвращения с репетиции, за рулем машины у памятника Суворову…

ИСТОРИЯ ЛОШАДИ

Как описать, какие найти выражения и эпитеты, а самое главное, как передать то эмоциональное состояние, душевный переворот, который я пережила, да и не только я, а все, кто видел этот спектакль, хотя бы раз?!!!





Г. А. Товстоногов на репетиции

Среди всех шедевров, поставленных Г.А.Товстоноговым и сценаристом Марком Розовским в БДТ «История лошади» занимает исключительное место. Этому есть множество объяснений. Прежде всего, в тематике этого спектакля, где действие ведется от лица пегого мерина, лица Лошади. Взять за основу небольшой рассказ Л.Н.Толстого «Холстомер» и показать на сцене всю глубину и палитру чувств Лошади, любящей и страдающей – это была уже неслыханная смелость!
Когда в анонсе на премьеру спектакля промелькнуло сообщение о том, что Г.А.Товстоногов взял для своей премьеры рассказ Льва Толстого «Холстомер», это вызывало удивление и недоумение не только у меня, но и у всего театрального мира, как Ленинграда, так и Москвы.

Гений Г.А.Товстоногова уже ни у кого не вызывал сомнения, и только театральные критики по указанию «свыше» писали всякую белиберду и подчас разносили в пух и прах очередной шедевр Товстоногова, да и не только его, но и Игоря Петровича Владимирова. Чем талантливее, неординарнее, ярче были их спектакли, тем яростнее лилась со страниц прессы всякая чушь, и тем отчаяннее хотелось попасть на спектакль.

Прочитав анонс о готовящемся спектакле, я раз десять перечитала «Холстомера». И хоть убей меня, никак не могла взять в толк, что же мог увидеть в нем Георгий Александрович! Как можно из этого рассказа сделать спектакль, как рассказать театральным, сценическим языком историю старого мерина, которого преследует табун за его уродливую старость…
Премьера спектакля состоялась в 1975 году. Попасть на премьеру, в первые три года его существования на сцене, было невозможно, несмотря на все мои ухищрения, дежурства по ночам у стен БДТ, поиски лишнего билета в день спектакля. Можно только было позавидовать тем счастливцам, которые от метро «Гостиный двор» проходили сквозь плотную толпу желающих купить за любую цену лишний билетик. Но лишних билетиков на этот спектакль не продавалось! Трудность была еще в том, что спектакль показывали всего раз в месяц. Главную роль Холстомера играл Евгений Лебедев, замены ему не было, как не было замены ни Милому-Михаилу Волкову, ни Вязипурихе - Валентине Ковель, ни Князю- Олегу Басилашвили, ни Кучеру- Ю.Мироненко.

И все же, наконец, мечта моя сбылась. У меня в руках долгожданный билет, который я бы не променяла на все золото мира! К тому времени спектакль посмотрели не только счастливые ленинградцы и избранные гости нашего города, он с ошеломительным успехом шел во многих странах мира, покоряя, удивляя, приводя в шок и трепет искушенную, холодную и сытую театральную публику Запада.
И вот я на спектакле. Весь воздух театра пропитан одним: ожиданием, когда поднимется занавес. В зале напряженная тишина, в преддверии действия дрожь пронзает все тело и уже не отпускает не только до конца спектакля, но и долго после него.
Занавес открылся, и перед нами предстало то, что иначе, как священнодействием не назовешь. Сценография спектакля была гениальной. Сверху до низу висела светло-серая холстина и по ней в зависимости от действия вспыхивали красным огнем букеты цветов. И все актеры, играющие лошадиный табун, а потом публику на скачках, были одеты в такие же серые под стать занавесу, одежды. И эти сбруи, и привязи и щелканье кнутов, и ржание, и топот коней создавали полную иллюзию настоящего конского табуна.

Но вот выходит Лебедев - Холстомер. Одну из первых сцен он играл сидя, руки лежали на коленях. Он начал говорить и руки пришли в движение, стали немного подпрыгивать в такт словам и эти ритмичные движения оказали магическое воздействие на самого артиста, на весь спектакль и на зрителей. Словно пассы фокусника или гипнотизера. Он как вошел в правильный ритм, как лошадь в упряжь, так и держал его весь спектакль. Он действительно был похож на старую пегую лошадь, уже нетвердо стоящую на ногах, но стоит на нее надеть привычную сбрую, хомут и пустить по знакомому маршруту - она сделает все нужные повороты и довезет до места назначения. Наибольшее впечатление производили даже не трюки – с бабочкой на прутике, с красной полоской, когда нож конюшенного перерезает ему горло. А сам артист Человек-Лошадь, с необыкновенной, трагической интонацией голоса, лицом и телом.

Он рассказывал нам историю Лошади, как трагедию Человека. На сцене был уже не Холстомер, не актер, не Человек, это был Трибун, Глашатай, поведывавшей зрителю о судьбе целого народа, страны, нас самих, где постоянно присутствует конфликт Личности и власти, Личности и толпы.
Я видела этот спектакль около десятка раз, но каждый раз, старея, и становясь, мудрей Лебедев привносил в этот спектакль такую ноту трагизма, что каждый раз перехватывало дыхание, когда он падал под ножом конюшенного. Казалось, что встать ему уже не хватит сил. И зал каждый раз замирал в преддверии этой трагедии.
Последний раз я была на спектакле в самом начале 1996 года. Он уже болел, спектакль «История лошади» шел очень редко. Поговаривали, что его скоро снимут с репертуара. В то время я работала директором школы «Возрождение». Моими самыми старшими учениками были шестиклассники, наш первый набор, ведь школа открылась в 1990 году. И я повезла их на спектакль. Меня многие разубеждали, что они поймут, эти малыши!? Ведь им всего по 13 лет. Но, помня свое детство и свои первые театральные впечатления, я решила, что это как раз то время, когда должна пробуждаться их душа. Да и хотелось успеть показать им этот шедевр (и чего греха таить, самой посмотреть еще раз на Лебедева).
В те неспокойные девяностые билеты в БДТ можно было достать без особых проблем. Многим стало не до театра, мысль была одна - нужно было выжить.
Я опасалась только одного, пустят ли нас на вечерний спектакль с такими «маленькими» детьми. Слава Богу, пустили. Мы сидели на первом ярусе, на первом ряду, сцена была прямо перед нами. Первое действие им было трудно для восприятия и понимания, но они смотрели во все глаза и слушали во все уши. Но вот началось второе действие. Кульминация спектакля, где Холстомер рассказывает о своей жизни у князя Серпуховского. Как бесподобна была сыграна эта сцена Е.Лебедевым, О.Басилашвили и Ю.Мироненко!!! Она не могла оставить равнодушным никого. И как хорош был Лебедев, куда девалась его дряхлость, старость, усталость, которая сквозила в первом действии. Ничего подобного не было! Как происходила эта непонятная метаморфоза, это преображение никто, никогда так до конца не понимал. Но она происходила, происходила за считанные секунды!
Перед нами была сильная, красивая, грациозная, молодая лошадь, которая могла своими ногами холсты мерить. Да и как мерить! Так что все ею любовались!
В конце второго действия, когда Холстомера ведут под нож, и когда в его тускнеющем сознании возникает летящая бабочка и садится ему на круп…, все мои дети дружно хлюпали носами и откровенно рыдали. Я не знаю, вспоминают ли они этот спектакль. Думаю, что нет. Но это и не важно. Все равно в их жизни было потрясение, а стало быть, очищение души.
В 1989 году этот спектакль был снят на студии Лентелефильм, но пленка безнадежно устарела, выцвела, никто до сих пор не удосужился оцифровать этот шедевр и поэтому, просматривая этот телеспектакль, не испытываешь и тысячной доли того впечатления, которое производил он на миллионы зрителей по всему миру.
А в 1997 году Евгения Алексеевича Лебедева, которого в последние годы зрители звали, не иначе, как Холстомер, не стало…, а вместе с ним кануло в Лету – театральное Чудо ХХ века - «История лошади».

Читать: http://amnesia.pavelbers.com/Literaturnoe nasledie BDT i Ko.htm
Tags: БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург, театр
Subscribe

Posts from This Journal “БДТ им. Товстоногова” Tag

  • 105 лет БДТ им. Г. Товстоногова

    Труппа театра времён Г. А. Товстоногова Ровно 105 лет назад, 15 февраля 1919 года, труппа Большого драматического театра представила свой первый…

  • Ларисе Ивановне Малеванной - 85!

    Повторяю свой текст от 23. 01. 2019 года . Я запомнила эту актрису с первого фильма - "Проводы белых ночей" - по сценарию Веры…

  • "Перед заходом солнца"

    Потянуло на воспоминания. Я уже писала о Нине Ургант: Театр в жизни Нины Ургант. Юбилей: 90 лет! и Дачная жизнь Нины Ургант. А сегодня я…

  • Лицо без маски. Мой пост от 6. 02 2018 года

    К о дню рождения А. М. Володина "Почему у вас все пьесы такие сиротские? Ни у кого нет родителей. "Фабричная девчонка",…

  • Алисе Бруновне 88! С днём рождения!

    Она такая одна! Сегодня Алисе Бруновне 88! Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде, в семье известного актера…

  • Памятник А. М. Володину

    Сегодня, 12 ноября, в Матвеевском саду на Петроградской стороне открыли памятник популярнейшему драматургу Александру Моисеевичу Володину.…

  • Дни истории. Как войти в нужную дверь?

    Пишут, что 5 января 1463 года был приговорён к высылке из Парижа на десятилетний срок Франсуа Вийон, один из самых закононепослушных поэтов в…

  • "Этот пылкий влюблённый"

    Посмотрела вчера по каналу "Ностальгия" телеверсию спектакля Г. Товстоногова 1989 года "Этот пылкий влюблённый" по пьесе…

  • Кто это?

    Простая русская женщина

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments