Впервые я увидела эту актрису в фильме "Замужество Марии Браун" в начале 80-х. Фильм произвёл на меня огромное впечатление. Тогда я ещё ничего не знала ни о режиссёре Фассбиндере, ни о Шигулле, исполнительнице главной роли. Гораздо позже я посмотрела ещё несколько фильмов с нею, самыми значительными из которых были, по моему мнению, "Лили Марлен" и "Берлин, Александерплац". Тогда я и узнала подробности и о режиссёре, и об актрисе.
Ханна Шигулла родилась 23 декабря 1943 года.
Она была актрисой авангардистской труппы "Акцион-театр" (позднее "Антитеатр") режиссера Райнера Вернера Фассбиндера.
Дебютировала в кино в фильме Фассбиндера "Любовь холоднее смерти" (1969). Снималась в фильмах режиссеров так называемого "молодого немецкого кино" - П.Фляйшмана, Р.Хауффа, В.Вендерса.
Стала главной актрисой Р. В.Фассбиндера, сыграв в его фильмах свои самые значительные роли ("Замужество Марии Браун" 1978, "Лили Марлен", 1981, "Берлин, Александрплац", 1979 и др.)
О Ханне Шигулле заговорили после "Замужества Марии Браун". Заговорили о ней как о новой Марлен Дитрих. После приза Берлинского кинофестиваля её признали звездой мирового уровня. Но она была уже не новичком в кино. Ведь Райнер Вернер Фассбиндер, который после своей ранней кончины будет признан классиком, сделает на неё ставку в своей картине "Любовь холоднее смерти" уже в 1969 году.
Ханна закончила Мюнхенский университет специалистом по филологии. Затем она пришла в бунтарскую труппу Райнера-Вернера Фассбиндера. И уже в 1969 году она снимется в фильме этого режиссёра. Затем она снималась почти во всех ранних фильмах Фассбиндера. И хотя позже она работала и с другими режиссёрами, она продолжала считать себя актрисой лишь открывшего её "безумца" Фассбиндера.
Действие картины "Замужество Марии Браун", снятой в 1978 году, начинается в самом конце второй мировой войны. Молоденькая Мария выходит замуж за пришедшего в короткий отпуск солдата Германа Брауна. Всего полтора дня отпустила война на ее призрачное счастье, но из этого скоротечного брачного союза Мария вынесла твердое убеждение, что долг немецкой женщины — свято блюсти интересы мужа. Кончилась война, и вскоре Мария получила известие о смерти Германа. Не раздумывая долго, она вступила в связь с черным американцем Биллом, офицером американской армии, справедливо полагая, что "в наше время черное куда лучше коричневого". Но, оказывается, Герман Браун остался жив. Он вернулся из плена как раз в тот период жизни Марии, когда она с трепетом и надеждой прислушивалась к зреющей в ее теле новой жизни. Без раздумий она убивает любовника. Герман принимает вину на себя и оказывается в тюрьме. Так остро и динамично начинается рассказ о судьбе героини фильма.
"Лили Марлен" и "Берлин, Александерплац" продолжили серию удач актрисы и кинорежиссёра.
Из фильма "Лили Марлен"
Именно лента "Лили Марлен" выдвинула Шигуллу в список звезд мирового кино, хотя сам фильм оказался спорным явлением в творческой биографии талантливого режиссера.
Во время второй мировой войны в окопах часто звучала песня "Лили Марлен", запечатлевшая тоску солдат по родному дому, по тихой мирной жизни. Популярность этой песни была столь велика, что ее исполнительница Лале Андерсен была причислена к сонму великих деятелей культуры третьего рейха. Фассбиндер заинтересовался биографией этой женщины, потому что на ее примере ясно прослеживались идеологические механизмы гитлеровской пропаганды в Третьем рейхе. Так получился этот фильм.
С начала 80-х годов Шигулла в основном работает вне ФРГ и живёт в Париже.
После смерти Фассбиндера в 1982 году Ханна стала редко сниматься в кино, предпочитая сложные роли в мультинациональных кинокартинах. Наиболее известные её роли этого периода — Полина Кропп в фильме "Любовь в Германии" (1983) Анджея Вайды, Ольга в кинофильме "Чистое безумие" (1983) Маргареты фон Тротта, мать Джакомо Казановы в телефильме "Казанова" (1987) Саймона Лэнгтона, Инга в "Умереть заново" (1991) Кеннета Браны.
С 1997 года редко снимается в кино.
Плодотворным оказалось ее сотрудничество с итальянцем Марко Феррери. Роль матери в фильме «История Пьеры» принесла ей награду Каннского кинофестиваля 1983 года. В 1984 году в связи с участием в американском телефильме "Петр Великий" она почти год прожила в Советском Союзе.
Просматривая ее новые фильмы, созданные в содружестве с ведущими мастерами кино, такими, как Э. Скола ("Ночь Варенны", 1981), Ж,-Л. Годар ("Страсть", 1981), К. Саура ("Мария Антониета", 1982), А. Вайда ("Любовь в Германии", 1983), трудно, однако, избавиться от впечатления, что ее лучшими работами были и остались роли в фильмах Райнера Вернера Фассбиндера.
В фильме "Фауст"
* * *
Избранная фильмография:
1968 — Жених, комедиантка и сутенер / Der Bräutigam, die Komödiantin und der Zuhälter
1968 — Охотничьи сцены из Нижней Баварии / Jagdszenen aus Niederbayern
1969 — Бунт / Die Revolte
1969 — Любовь холоднее смерти / Liebe ist kälter als der Tod
1969 — Катцельмахер / Katzelmacher
1970 — Почему рехнулся господин Р.? / Warum läuft Herr R. Amok?
1971 — Рио дас мортес / Rio das Mortes
1971 — Предостережение от святой проститутки / Warnung vor einer heiligen Nutte
1972 — Горькие слёзы Петры фон Кант / Die bitteren Tränen der Petra von Kant
1975 — Ложное
1979 — Замужество Марии Браун
1981 — Лили Марлен
1982 — Новый мир
1983 — История Пьеры
1983 — Любовь в Германии
1983 — Чистое безумие
1987 — Казанова — великий искуситель
1987 — Безумие улиц
1988 — Лето мисс Форбс
1991 — Умереть заново
2007 — На краю рая
2009 - "Татарская княжна"
2011 - "Фауст"
2012 - "Пандемия"
2014 - "Офелия"
2016 - "Оговорка"