Все знают, что Вологда и Вологодская губерния были местом ссылки многих известных личностей царской России. В Коротове Череповецкого уезда (тогда Новгородской губернии) в ссылке по указу Павла I была и сподвижница Екатерины II Екатерина Романовна Дашкова. Она писала об этой ссылке в своих "Записках". Об этой ссылке в настоящее время писала и Эльвира Петровна Риммер, сотрудница Череповецкого музейного объединения, с которой я встречалась однажды по поводу биографии И. А. Милютина, и некоторые другие исследователи.
Здесь её записки о ссылке Е. Дашковой в Коротово.
Краевед и историк Эльвира Петровна Риммер
Зимой 1796 года в ссылку, в деревню Коротово Череповецкого уезда, прибыла княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Более одиннадцати лет она возглавляла два крупнейших научных учреждения России. Была директором Петербургской академии наук и президентом Российской академии.
Российская академия была создана ею и объединяла лучшие литературные силы страны. В нее входили писатели Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Я. Б. Княжнин, ученые С. Я. Румовский, А. П. Протасов, С. М. Котельников, И. И. Лепехин. Она участвовала в составлении и издании первого Толкового словаря русского языка, который, как известно, высоко ценил А. Пушкин.
Павел I после смерти Екатерины II отстранил Дашкову от должности и отправил в ссылку "вспоминать события 1762 года". Я надеюсь, вы помните, что 28 июня 1762 года гвардейцы возвели на престол Екатерину Вторую. Восемнадцатилетняя Екатерина Дашкова принимала самое деятельное участие в государственном перевороте. Она, как участница переворота, испытала немилость не только Павла, всегда помнившего отношение Дашковой к своему отцу, убитому императору Петру III, но и своей подруги Екатерины II. Являясь графиней Воронцовой по отцу и княгиней Дашковой по мужу, одаренная, по выражению А. И. Герцена "государственным умом", Дашкова, казалось, должна была играть блестящую роль при царском дворе. Но как личность сильная, с деятельным характером и независимыми суждениями, она не умела приспосабливаться. Екатерина II хоть и отдавала должное уму Дашковой, но считала, что ум ее "испорчен чудовищным тщеславием и сварливым характером".
О Дашковой с восхищением писал А. И. Герцен. Он видел в ней явление принципиально новое для своего времени, "деятельное, петровское, ломоносовское, но смягченное аристократическим воспитанием и женственностью". В 1859 году А. И. Герцен опубликовал в Лондоне, со своим предисловием, "Записки княгини Дашковой" и назвал их документом чрезвычайно важным для понимания XVIII века.
Несколько страниц в этих "Записках" посвящены пребыванию княгини в ссылке в маленькой деревеньке Коротово, затерянной в лесах Череповецкого уезда Новгородской губернии.
Перед приездом Дашковой в Череповецком уезде произошло восстание крестьян. Для подавления восстания Павел I послал князя Репнина. Отряд Репнина прошел через Череповец и деревню Коротово. Восставших приводили к покорности пушечным огнем. Многие крестьяне погибли.
Екатерине Романовне пришлось жить в простой деревенской избе. Зимой, когда замерзли озера и открылось сообщение с окрестными провинциями, по деревне мимо ее окон, для сокращения пути, гнали ссыльных и не угодных государю из Петербурга в Сибирь. Она не боялась подходить и разговаривать с осужденными. И ей это почему-то позволяли делать. Привыкшая к деятельной жизни, лишенная книг и бумаги, Дашкова занимала себя тем, что много рисовала. Рисовала на белом деревянном столе деревенские пейзажи. Пейзажи эти тут же соскабливали - и затем рисовала новые. Широко известен портрет княгини, запечатлевший ее в ссылке. На нем - пожилая женщина в мужском мундире со звездой сидит на деревянной лавке, опершись о маленький, грубо сколоченный стол. "Моя изба, - напишет Дашкова, - была довольно просторная. Противоположная комната была отведена для кухни, а лучшая хижина неподалеку была приготовлена для моей дочери".
Княгиня была тепло встречена жителями деревни: "Для вас несчастье жить между нами - мы жалеем о том. Но для нас благодать видеть вас, как ангела-хранителя". "Неожиданное, наивное и задушевное выражение любви этих добрых крестьян, никогда не знавших меня... осчастливило меня", - напишет она.
Коротовские крестьяне, как могли, поддерживали ее, помогали в хозяйственных делах, снабжали самыми лучшими продуктами с базара. Перед весенним разливом рек, грозившим на долгое время отрезать ее от мира, Дашкова решится написать письмо императрице Марии Федоровне, в котором попросит разрешения переехать в Калужскую деревню. В этом же пакете она отправляет и незапечатанное письмо Павлу I. Ей было разрешено переехать в Калужскую деревню Троицкое и жить там безвыездно.
14 марта 1801 года произошел новый дворцовый переворот. Павел I был убит. На престол взошел его сын Александр I. Со смертью Павла закончилась опала княгини Дашковой. И она, по ее собственному признанию, "с умилением и глубокой радостью узнала, что этот вредный человек перестал существовать". Она присутствовала при коронации Александра I, но при дворе не осталась. Умерла в 1810 году, прожив долгую жизнь. И еще при жизни стала легендарной фигурой целой эпохи.
(Э. Риммер. Княгиня Дашкова в Череповецком уезде. - Литературно-художественный историко-краеведческий “Московский журнал”, №8, 1993.)
Взято: http://www.cpv.ru/modules/myhistory/item.php?itemid=69