marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Фильм В.Тодоровского "Большой"

Оригинал взят у bloha_v_svitere в Фильм В.Тодоровского "Большой"
Оригинал взят у ptiz_siniz в Фильм В.Тодоровского "Большой"


Я редко хожу в кино, если иду - то чаще на какие-нибудь "Oscar shorts". Но когда узнала, что вышел фильм В.Тодоровского "Большой" на тему балета, моё сердце балетоведа в отставке дрогнуло. Да что там балетовед - балет был страстью, лихорадкой, высокой болезнью моей юности. И вот всколыхнулось что-то...

Интуитивно почему-то я не боялась этого фильма, как обычно боишься картин на темы искусства (из последних ударов - "Чёрный лебедь" Д.Аронофски и "Дама пик" П.Лунгина). И интуиция, толкнувшая меня в кино, не подвела - как не подвёл и Тодоровский. Фильм снят с любовью - и это главное. Режиссёр не использует тему, как это было у упомянутых выше режиссёров, а вливается в неё, он растворяется, наслаждаясь этим удивительным видом искусства.

Однозначный плюс: в фильме сняты настоящие танцовщицы, а не худые актрисы, изображающие балетных. Благодаря этому решению режиссёра каждый кадр живёт аутентичной пластической жизнью. Вся прелесть рутины хореографического училища (о'кей, Академии), вся ткань балетного ученичества - на ладони. Бесконечные растяжки, являющиеся обычным способом существования учениц, занятия у станка и на середине, когда подлинно-балетные главные героини не покидают кадр ни лицом, ни стопами... Батманы, прыжки, вращения, поддержки - всё настоящее.

Ещё один плюс: несмотря на некоторые сценарные пузыри, у создателей фильма получилось обойтись без явных мелодраматических безобразий, без дурновкусия (!), без раздражающих преувеличений, без стереотипов, свойственных фильмам о балете. Никакого стекла в пуантах и кислоты в лицо. История интересная - но при этом не дёргающая зрителя за определённые ниточки, как это обычно бывает: нет стремления зацепить нас за элементарные суконные петельки человеческой психологии. Я бы сказала - интеллигентно создан фильм. И за это создателям отдельное спасибо!

Есть в "Большом" один эпизод, когда преподавательница Белецкая (Фрейндлих) приходит просить за свою ученицу в один из высочайших кремлёвских кабинетов - что вполне отражает уровень, на котором в нашей реальности принимаются некоторые решения, связанные с балетом. Этот фрагмент фильма прекрасно иллюстрирует переиначенную кем-то фразу Евтушенко: "Балет в России - больше, чем балет")

Мне увиделось несколько перекличек с повестью Ю.Короткова "Виллисы", которая была опубликована в конце 80-х и которой я зачитывалась, страстно желая проникнуть за стены хореографического училища - в настоящую балетно-ученическую жизнь. Главных героинь повести и фильма зовут одинаково - Юли. Обе - из маленьких провинциальных городков (Рудник и Шахтинск), попали в Московскую хореографическую цитадель по воле случая, обе из бедных, обрастающих детьми семей, обе обладают независимым, сильным, взрывным характером, обе, вырвавшись через энное количество лет повидаться с родными, разочарованы увиденным и счастливы вернуться обратно, в свою балетную московскую крепость...

Из актёрских работ впечатляющее открытие  - 13-летняя Екатерина Самуйлина, сыгравшая главную героиню в детстве. Великолепная танцовщица (гимнастка), органичная артистка - очень яркая, талантливая девочка.
Прекрасна Валентина Теличкина в роли директрисы Академии (роль неоднозначная, радующая объёмом персонажа), колоритен Домогаров, сыгравший спившегося балетного премьера, случайно открывшего талант выступавшей на улице девчонки и привезшего её в Москву на вступительный экзамен. Узнаваема и принимаема любимая Алиса Фрейндлих в роли преподавательницы классического танца. Ну, и хорош французский танцовщик и хореограф Николя ле Риш, практически сыгравший себя.

А вот в случае с двумя главными героинями-соперницами возник интересный фокус: вроде, главная - Юлия Ольшанская, гений из глубинки, а москвичка, дисциплинированный пахарь из состоятельной семьи Карина Курникова должна быть хуже. Но вот ведь какой кунштюк: Юля выросла в рабочую, крепко сбитую, с накачанными икрами и совершенно простецким лицом девицу, а Карина - тонкая, удлинённых линий царевна с чуть раскосыми, пленительно вырезанными глазами. Мы на протяжении фильма слышим о выдающемся прыжке Юлии, о её невероятном таланте - а видим обычную, довольно топорную балетную артистку. Глаз отдаёт предпочтение Карине - невзирая на сценарий) Впрочем, этот эффект Одетты-Одиллии, когда не разберёшь, где кто, очень балетному фильму к лицу.

В качестве резюме: фильм до сих пор внутри меня, я продолжаю пребывать в его мире, с его героями, в музыке и кадрах балетного бытия.


Tags: балет, кино, российское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments