Как гласит предание, Вальпургиева ночь или Живин день — один из наиболее значительных языческих праздников, посвященный плодородию, началу весны, и один из главных поводов сбора ведьм на шабаш.
Имя празднику дала английская монахиня
Вальпургиева ночь представляет собой то же самое, что и Бельтей, или Майский Канун, и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны.
Название Вальпургиевой ночи связано с именем Святой Вальпургии, Уимбурнской монахини (Англия), приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Но даже после смерти продолжала помогать людям. Все дело, что после того, как останки монахини перезахоронили в скале, из расщелины камней начало вытекать целебное масло, излечивающее от многих болезней. Очень скоро после этого Вальпургу начали почитать как святую. В римском списке святых ее день — 1 мая.
Шабаш ведьм в горах и страна эльфов
Считалось, что в ночь на 1 мая, открывались границы между мирами, а поэтому с самого вечера в Европе зажигали костры чтобы отпугнуть нечисть.
В эту ночь на высокую, недоступную гору Броккен в горах Гарца или Харца (от средневекового немецкого Hart — горный лес) ежегодно слетались на мётлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм, магов и колдунов и проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Ведьмы варили магическое зелье, ибо считалось, что травы в эту ночь обретали чудесную силу. Так ведьмы пытались помешать приходу весны, насылали порчу на людей и скот.
В деревнях накануне Вальпургиевой ночи изгоняли ведьм: их чучела сжигались на кострах, люди обходили дома с факелами, звонили в церковные колокола и т.п.
Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века. Мировую же известность немецкие ведьмы получили, видимо, благодаря Гёте, описавшему, как Мефистофель привозит на шабаш Фауста.
Для северных кельтов Вальпургиева ночь, или как ее иначе называли — Бельтэйн, символизировала окончание зимы и наступление весны — «время большого солнца». Древние кельты верили, что в этот день открываются врата в другой мир, в страну эльфов, гномов и прочих волшебных существ.
Майское дерево
Это украшенное дерево или высокий столб, который по традиции устанавливается ежегодно к первому мая на площадях в деревнях и городах почти всех европейских стран.Почти повсеместно 1 мая проносится по селению разукрашенное майское дерево, которое затем водворяется в центре селения; вокруг дерева происходят танцы. Этот праздник начинается еще накануне, в Вальпургиеву ночь. С торжественными обрядами зажигаются майские костры, через которые с песнями перескакивают попарно юноши и девушки, собирающиеся вступить в брак; затем вокруг костров происходят танцы.
По народному поверью, майские огни оберегают от злых духов. В эти же дни избранные юноша и девушка, называемые майским королем и королевой, с торжеством вводятся в селение, чем символически изображается наступление весны. Эта традиция уходит корнями в глубокую древность.
У древних славян, совершенно не знавших святую Вальпургу, этот праздник назывался иначе — Живин день. Славят Живу, дочь Лады, богиню Весны и Жизни, пославшую избавление от Зимы. В ночь этого дня (10-11 Кветеня по славянскому календарю) женщины с метлами совершают ритуальные танцы вокруг костра, отгоняя злых духов, после чего все прыгают через костер, чтобы очиститься от Навий после зимы. Весь день славяне отдыхают, жгут костры по берегам рек, купаются в Весенней Воде.
Приносят ей пироги, хлеб, ленты, венки цветочные.
В Живин день славяне проводили обряды: на приобретение силы, богатства, любви, на очищение и т.п. Считалось, что сны ночью этого дня всегда вещие.
Но, в первую очередь, Живин день — это языческий праздник, который древние славяне посвящали богам, дающим земле самое нужное — плодородие. Наши предки в этот день всячески задабривали богов, просили у них богатый урожай и здоровое потомство.
Посмотреть полностью:http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/74994_valpurgieva-noch