" Русская богиня".
Пабло Пикассо о Татьяне Самойловой.

В мае 2012 года в своем журнале я написал статью о Татьяне Евгеньевне Самойловой в связи с ее днем Рождения, 55 - летием картины " Летят журавли" и 45-летием киноленты "Анна Каренина", где Татьяна Самойлова сыграла главные роли. Признаться честно, я давно не пишу в своем блоге и даже о юбилее моей самой любимой актрисы ограничился лишь заметкой в facebooke, но вернувшись сегодня с утренней пробежки я открыл компьютер и застыл. Я узнал о кончине гениальной русской актрисы -Татьяны Самойловой, золотыми буквами вписавшей свое имя в мировую кинолетопись. Я не мог не написать о ней. Еще в далеком детстве и тоже в мае месяце, гуляя с дедушкой по тогда еще Ленинграду, куда мы приехали навестить родных, дедушка показал мне на идущую медленным шагом женщину с отрешенным видом и грустными глазами. Поблизости был цветочный латок и дедушка сказал, что бы я поднес букет тюльпанов этой женщине и поблагодарил ее за Веронику. Я не понял, что за Веронику он имел ввиду, я еще был мал, чтобы видеть фильм , но сделал как он просил. Дама погладила меня по голове, поблагодарила за цветы и пожелала мне хорошо учиться, и найти свое счастье. Потом дедушка сказал, что это была Самойлова - кумир его молодости и редчайший талант. Не знаю, что актриса делала в Ленинграде, видимо просто посещала родной город. Встреча с Татьяной Самойловой отчетливо врезалась в мою память.

Ей было суждено умереть в день своего юбилея. Считаю, что такая смерть даруется праведникам, вероятно всевышний посчитал, что она заслужила встретить знаменательный юбилей и перешагнуть 80-летний рубеж, а потом уйти, оставив больше вопросов, чем ответов, ибо феномен актерского дара Самойловой, так и остается загадкой. Утонченная брюнетка с раскосыми глазами и заставившая рыдать человечество по ту и другую сторону Атлантики стала негласным символом Оттепелли и можно сказать жертвой чудовищной системы своей Родины, которая не отпустила ее ни в Америку, ни во Францию после триумфа в Каннах.

Сложно говорить как сложилась бы ее судьба, если бы она уехала. Впрочем, она не могла уехать и быть может ее гениальность во многом заключается в ее трагичности, в том - как она отдавала себя всю без остатка и жила свою роль, как свою собственную жизнь. Она не реализовалась по максимуму, но качество превзошло количество. И во Франции, и в Америке старшее поколение ее не забыло. А когда в начале 90- хх ее пригласили в Канны для получения почетного приза, как легенде фестиваля, зал несмолкаемой овацией апплодировал постаревшей, но все с теми же прекрасными раскосыми глазами русской, чьих слез так никто и не увидел . Гордость была ее девизом. А еще скромность и шикарный вкус, который как известно - молчалив. После нее останется легенда о ней самой, как о прекрасной волшебнице кино сумевшей растопить лед в сердцах тех, для кого СССР был империей зла. На Родине о ней стали вспоминать только в последнее время. К счастью, она дожила до того дня, когда ее имя снова стало на устах. Она не любила говорить о личном. О работе-пожалуйста, но в свой мир актриса непускала никого. Страдающая ,немощная,больная, но не побоюсь шаблонного слова - великая. Мы часто употребляем и часто ошибаемся в выборе этого самого великого. С Самойловой ошибки быть не может, ибо даже смерть не в состоянии отнять у нас память о прелестной Татьяне, ушедшей весьма символически, накануне дня Победы - нашего общего праздника, в день, когда " Журавлики-кораблики снова летят над небесами". Мир и упокой вашей светлой душе, Татьяна Евгеньевна.

