marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Categories:

Об одном частном пансионе

Все хорошо знают Царскосельский лицей, в котором учился А. С. Пушкин и мало кто знает, что  в царской России были и другие очень известные учебные заведения, из которых вышло немало известных российских политических и культурных деятелей. Историки и специалисты уже написали немало работ об этих учебных заведениях.  Среди этих заведений числится и пансион аббата Шарля Николя.

Пансион аббата Шарля Николя
Аббат Шарль Доминик Николь  (4 августа 1758, Писси-Повиль (Приморская Сена) либо Новилль — 2 сентября 1835, Суази-су-Монморанси) — французский педагог, долгое время работавший в России. Аристократический пансион аббата Николя на рубеже XVIII и XIX веков был самым престижным средним учебным заведением Петербурга.


http://otrada-o.ru/files/page/photo_88-90349.jpg

Пансион аббата Николя
В Петербурге аббат Николь появился в 1793 году в качестве воспитателя молодого французского графа Шуазель-Гуфье. Через год на Фонтанке он открывает учебный пансион для шести воспитанников, а затем расширяет свое учебное заведение. В его пансионе получали образование дети из самых известных аристократических семей Петербурга, в будущем — высший интеллектуальный слой нации: Александр Бенкендорф, Василий Давыдов, Лев Нарышкин, Волконские, братья Орловы, Алексей и Михаил Голицыны, Гагарины, Дмитриевы и другие.
Пансион для мальчиков был основан на набережной Фонтанки, возле Юсуповского дворца. Пансион вскоре привлёк внимание наиболее богатых семей Российской империи, а заодно стал прибежищем для большого числа священников-эмигрантов из Франции. В 1794 году аббат Николь, никак не ожидавший такого успеха, писал к другу-аббату:

"Не странно ли, что проект, родившийся в аллеях Люксембургского сада, пронесённый по всей Европе, осуществился таки — и где! — в Петербурге!"

Поскольку годовая плата за обучение составляла сумму в 2000 рублей, которую никогда не запрашивали за свои услуги иностранцы-гувернёры, позволить себе обучение у аббата могли только отпрыски высшей аристократии. Состоятельные родители не скупились на расходы, ибо пансион давал возможность воспитанникам завязать дружеские связи с другими аристократами, а это рассматривалось как залог успешной карьеры. Языком общения в пансионе был французский. Противники галломании не одобряли успеха пансиона и называли его иезуитским. И действительно, как писал А. К. Дживилегов, «в пансионе всё было проникнуто католическими воззрениями, ученики должны были слушать мессу, хотя в известные дни в классе появлялся русский священник, преподававший православный катехизис».

После нескольких лет процветания пансион Шарля Николя оказался закрыт вследствие разразившейся там неизвестной эпидемии, но вскоре благодаря поддержке императрицы Марии Фёдоровны был открыт вновь. Имевший репутацию известного педагога, Николь не выдержал испытаний сурового петербургского климата и в 1806 г. переехал в Москву. После этого пансион стал терять былую популярность (чему способствовали и антифранцузские настроения того времени).

"В саду, принадлежавшем пансиону, были липы, посаженные каким-то голландцем ещё при Петре Великом. Последний любил, как нам рассказывали, приезжать сюда по вечерам и пить пунш под деревьями. Пансионский дом снаружи был в два этажа, каждый из воспитанников имел свою комнату и на ночь нас запирали на ключ. Число воспитанников редко превышало 33.  Аббат Николь сдал свой пансион в 1806 году двум братьям, аббатам Macquard; при них, как говорят, пансион начал упадать". (А. В. Кочубей, воспитанник пансиона)

Аббат Шарль Николь оставил о себе хорошие воспоминания воспитанников и его российских современников. Вот каким аббат Николь остался в памяти своего питомца А. Сумарокова:
"Наружность аббата Николя была располагающая, речь мягкая, черты лица внушающие уважение, доброта неописанная, не слышно было, чтобы он крикнул на кого-нибудь... Словом сказать, он был нежным отцом и попечительной матерью... Он не был фанатиком и каждое воскресенье и праздник присутствовал при божественной литургии в нашей (православной) церкви, а по окончании божественной литургии служил Мессу для католиков..."

Известный поэт К.И. Батюшков писал об аббате Николе: "Дай Бог здоровья аббату, который изготовляет полезных людей для государства, он неусыпен и метода его прекрасная."
Приведенные свидетельства современников убеждают в том, что аббат Николь был педагогом по призванию, понимал детский характер, его система воспитания была на высоте, хотя и отличалась отсутствием национального направления.
Интересно, что среди осужденных по делу 14 декабря было немало тех, кто обучался у иезуитов, в частности выпускников пансиона аббата Николя в Петербурге: "Значительная часть (декабристов)... вышли из этого пансиона или воспитаны были такими гувернерами (иезуитами)".

(Из открытых источников)

Что читать:

1. Ольга Кузнецова. Педагогическая деятельность иезуитов в Петербурге: http://www.militia-dei.spb.ru/pedagogicheskaya-deyatelynosty-iezuitov-v-peterburge-olyga-kuznetsova.html

2. Декабристы. Теория заговора:http://mysea.livejournal.com/1555916.html

3. "Состоящие при Малом дворе.Семейство Бенкендорф:http://history-gatchina.ru/article/benkendorf.htm

4. Частные пансионы:http://studopedia.ru/5_45469_chastnie-pansioni.html

5. В.С.Ржеуцкий. Пансион аббата Николя. http://www.af.spb.ru/bull3/ABBE-NIC.HTM
6. Князь Сергей Григорьевия Волконский. Линия жизни.http://www.russpro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=134&Itemid=137&lang=ru


Ю. Лотман в "Комментарии к роману А С Пушкина “Евгений Онегин” пишет:

"Альтернативой домашнему воспитанию, дорогому и малоудовлетворительному, были частные пансионы и государственные училища. Частные пансионы, как и уроки домашних учителей, не имели ни общей программы, ни каких-либо единых требований. На одном полюсе здесь стояли дорогостоящие и привилегированные столичные пансионы, открытые для доступа лишь детям из аристократического круга. Таков был, например, известный пансион аббата Николя. Вигель вспоминал: "Тайный иезуит, аббат Николь, завел в Петербурге аристократический пансион. Он объявил, что сыновья вельмож одни только в нем будут воспитываться; и сколько с намерением затруднить вступление в него детям небогатых состояний, столько из видов корысти положил неимоверную плату: ежегодно по 1500 рублей, нынешних шесть тысяч" (Вигель. Т. 1. С. 91-92).

В этом учебном заведении воспитывались будущие декабристы М. Ф. Орлов и С. Г. Волконский, дети из аристократических фамилий: Голицыны, Нарышкины, Меншиковы, сюда же были отданы Александр и Константин Бенкендорфы, сыновья подруги императрицы Марии Федоровны, лезшие из кожи, чтобы попасть в аристократию. Из пансиона Николя вышли не только будущие декабристы, но и будущий шеф корпуса жандармов. Наряду с эффектно составленной учебной программой, иезуиты умело занимались пропагандой католицизма - многие из воспитанников в будущем сделались католиками. Николь, который, "воспитывая русскую молодежь, верил, что трудится также для Франции" (Pingaud. Op. cit., р. 234), сумел привлечь на свою сторону и русскую аристократию, находившуюся в значительной мере под влиянием эмигрантов - сторонников "старого режима" (таких, как графиня Головина), и молодых либералов из ближайшего окружения Александра I, и таких завзятых врагов галломании, как Растопчин, писавший ему: "Когда речь идет о гербах или качестве вина, я охотно советуюсь с г. *** и г. ***. Но, когда дело касается воспитания, я обращаюсь к Вам, г. аббат. Надеюсь, что этим я доказал Вам, насколько я люблю мое дитя" (Pingaud, op. cit., p. 235). П многое знал о пансионе Николя. И не только по разговорам современников - его самого в 1811 г. собирались поместить в "Иезуитский коллегиум в Петербурге". В "Программе автобиографии" П записал: "Меня везут в П<етер>Б<ург> Езуиты. Тургенев. Лицей" (XII, 308)".

Tags: Россия, воспитание, история, образование, пансионы, педагог
Subscribe

Posts from This Journal “образование” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments