marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Categories:

Выставка работ В. Кандинского в Русском музее, Санкт-Петербург

В этом году отмечается 150 лет со дня рождения Василия Кандинского. В Русском музее, в корпусе Бенуа, открыта выставка, посвящённая его творчеству. Произведения для экспозиции в корпусе Бенуа Михайловского дворца предоставили Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж и другие музеи, а также частные коллекционеры. Акцент на выставке  сделан на ранних произведениях знаменитого художника, чтобы показать зрителю, что послужило основой его вдохновения. Вместе с картинами Кандинского и его современников на выставке  показаны иконы северного письма, лубки и образцы русского народного искусства, поразившие молодого Василия Кандинского своей красочностью и яркой декоративностью и, по мнению экспертов, оказавшие существенное влияние на формирование его живописной системы.
Одна из его ранних работ - "Молящиеся крестьяне" 1890 года.




В. Кандинский "Молящиеся крестьяне" 1889-1890гг.


Картина "Молящиеся крестьяне" - результат путешествия художника по вологодским просторам, состоявшегося в 1889 году.
В. Кандинский интересовался зырянами. Это самоназвание народа коми, обитавшего в Усть-Сысольском, а также Яренском и Сольвычегодском уездах Вологодской губернии, на территории современных республики Коми и Архангельской области. Художник изучал  культуру зырян, традиции и быт. Попутно осматривал другие города Русского Севера.  Вероятно, художник  выбрал такой маршрут  по причине того, что здесь бывали известные исторические личности: протопоп Аввакум, Петр I, Михаил Ломоносов. Кандинский побывал в Вологде, Кадникове, Тотьме, Устюге. Осилил 700 верст. Ехал на подводах, двухколейной тарантайке, верхом на лошади, на паромах, лодках с гребцами…

Название картины носит формальный смысл, исходящий из сюжета. Первоначально  работа называлась "Благословение хлеба". По мнению искусствоведов, Кандинский написал свою акварель после увиденного на выставке передвижников образа Христа, созданного Поленовым. Впечатление было сильным, но такой подход к поиску духовного не мог разрешить внутренние противоречия, чему во многом мешала личная позиция скептицизма.

Существует несколько мнений относительно запечатленного в произведении зырянского обряда, одни считают, что это поминальное действо, другие связывают сюжет с благословлением хлеба нового урожая, сам же автор для себя здесь определил иную цель: передать молитвенное настроение людей, их подчинение благодатному влиянию религии.

Для создания такого впечатления Кандинский избрал лаконичный стиль письма, избегая деталировки, восприняв эти моменты от Поленова.

(Из открытых источников)

Читать:

Путешествие по Вологодской губернии с Василием Кандинским
https://sklii.ru/2013/09/09/kandinsky1/

Аронов И. "Кандинский В. В. Жизнь и творчество": http://www.kandinsky-art.ru/library/kandinsky-istoki12.html


Аронов И. Кандинский. Истоки. — М.; Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2010. — 344 с. Серия "Вид с Горы Скопус"

Путешествие В. Кандинского к зырянам в 1889 г. / автор-составитель И. Н. Котылева. Редакторы: И. Л. Жеребцов, А. А. Павлов. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2013. — 88 с.
Tags: Василий Кандинский, Вологда, Русский Север, Русский музей, выставки, художники
Subscribe

Posts from This Journal “Василий Кандинский” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments