marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

"Поставщик двора ея Императорского Величества". Печальная судьба гениальной Надежды Ламано

Оригинал взят у edgarin в "Поставщик двора ея Императорского Величества". Печальная судьба гениальной Надежды Ламановой.




4 октября 1941 года на скамейке в сквере у Большого театра присела отдохнуть пожилая женщина. Она не успела эвакуироваться с Московским Художественным театром, из-за болезни сестры опоздала на сбор. Она засуетилась и кинулась в Большой театр, где сбор в эвакуацию продолжался. Но решила ненадолго присесть в сквере. Она очень устала. На этой скамейке и остановилось сердце гениальной женщины в истории русского кутюра. Ее имя Надежда Ламанова( 1861-1941).  В Италии была Эльза Скиапарелли, во Франции-Коко Шанель, а в России-Надежда Ламанова, чей талант и масштаб личности ни в чем и никак не уступают ее именитым коллегам. Просто в их жизни не было революций, гонений, ареста, которые выпали на долю потомственной русской дворянки, родившейся в семье полковника и которая осталась в истории своего времени выдающимся модельером, художником театрального костюма. Ламанова имела звание "Поставщик двора Ея Императорского Величества".



Она подолгу жила в Париже и совершенствовала свои знания и умения, как модельер. В 1885 году на Тверском бульваре, она открыла свою мастерскую, которая приобрела широкую известность. В 1901 году Константин Сергеевич Станиславский пригласил ее создавать костюмы для спектаклей Московского Художественного театра. Он прекрасно понимал, что платья Ламановой были не то что модны, а находились впереди европейской моды. В Художественном театре Ламанова останется до конца ее дней. Не ее вина, что ее забыли, также как и Фирса из "Вишневого сада". Другие времена, а нравы остались прежними. Люди редко бывают благодарными. Клиентками и заказчицами  Ламановой были  Ирина Александрона Юсупова, Анна Павлова, Мария Ермолова, Гликерия Федотова, Ольга Книппер-Чехова,  Ольга Андровская,Ангелина Степанова, Вера Холодная, Любовь Орлова, Наталья Сац, Лиля Брик, Мария Андреева, Александра Коллонтай, обшивала она и мою двоюродную прабабушку Веру Дальберг - Романовскую балерину  Большого театра, жену генерала, которая до самого последнего дня своей долгой жизни вспоминала с благодарностью  и теплотой Надежду Петровну.  Самой любимой клиенткой Ламановой  была Лидия Михайловна Коренева,  знаменитая актриса, премьерша Московского художетвенного театра , у которой была идеальная фигура и столь же идеальный вкус. Русские потомственные дворянки прекрасно понимали друг друга.





Вершиной творчества Ламановой в Московском Художественном театре были костюмы для Анны Карениной.  Станиславский называл ее" Наша незаменимая, драгоценная , гениальная, Шаляпин в своем деле". Костюмы Ламановой не просто дополняли персонаж актера, а словно играли вместе с ним, с актером, создаая при этом требуемый образ. Вот за это и не только Станиславский боготворил Ламанову. Однако, в 1919 году Ламанову арестовали за ее дворянское происхождение. Максим Горький с гражданской женой - Марией Андреевой (клиенткой Ламановой) и другие влиятельные особы ринулись на защиту Надежды Петровны и через два месяца ее освободили из Бутырской тюрьмы. Она никогда не отчаивалась . И уже в 1921 году ею были созданы костюмы для спектакля "Принцесса Турандот"в театре Вахтангова. И снова громадный успех, и снова художественный шедевр. Ее талант заключался в том, что она шила для всех от монархов до крестьян, и каждое ее творение было произведением искууства. У далеких от эстетики большевиков были жены и дети, и они желали быть одетыми от Ламановой.






Замужем Надежда Петровна была за Андреем Каютовым - юристом, а позже управляющим московского отделения страхового общества "Россия". Это был счастливый брак. Детей у них не было. Им их заменили младшие сестры и племянницы Надежды Петровны. Для всех них она была просто "мама Надя". В 1925 году коллектив мастерской под руководством Ламановой завоевал Гран-при на всемирной выставке декоративного искусства в Париже, с формулировкой : "за костюм, основанный на народном творчестве". Саму Ламанову в Париж не выпустили. Самой близкой подругой Надежды Петровны была прославленный скульптор Вера Мухина. Она всегда привозила для любимой подруги из Парижа столь любимые Ламановой духи - "Coty", без которых она просто не могла жить.  Так, осенью 1941 года ее запасы духов иссякли и она сказала Мухиной: "Знаешь, я скоро умру. У меня осталось всего две капли " Coty".







Увы,  Ламанова, оказалась права. На скамейке в сквере возле Большого театра, закончился жизненный путь одной из самых прекрасных,таланливых и удивительных женщин в истории отечественной моды и в истории искусства. Она покоится на Ваганьковском кладбище.Могила ее в очень плохом состоянии.  Сегодня имя Надежды Ламановой снова на слуху. О ней вспомнили, ей воздают почести,  но как часто бывает с гениями, понадобилось более полувека,чтобы мы поняли, кого мы потеряли...Светлая память великому русскому модельеру- Надежде Петровне Ламановой.
Tags: Надежда Ламанова, Россия, мода, секреты успеха
Subscribe

Posts from This Journal “мода” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments