Й. Штилер. Портрет Амалии Крюденер, 1828
Имя при рождении: нем. Amalie Stargard in Regensburg, Gräfin von Lerchenfeld
Дата рождения: 1808 год
Место рождения: Дармштадт
Гражданство: Российская империя
Дата смерти: 21 июня 1888
Место смерти: Тегернзе
Отец: Максимилиан Лерхенфельд-Кёферинг (1779―1843)
Мать: Therese Mathilde von Mecklenburg-Strelitz (1773―1839)
Супруг:
1. Александр Сергеевич фон Крюденер (1790/1796—1852)
2. Николай Владимирович Адлерберг (1819—1892)
Амалия Максимилиановна Криденер (Крюденер, урожд. Лерхенфельд, во 2-м браке Адлерберг, 1808—1888) — внебрачная дочь Максимилиана Лерхенфельда, немецкого дипломата и государственного деятеля, баварского посланника в России (1832—1838) и княгини Терезы Турн-и-Таксис, урождённой принцессы Мекленбург-Стрелицкой.
Мать Амалии, с 1789 года супруга князя Карла Александра Турн-и-Таксис (1770―1827), была родной сестрой принцессы Луизы Августы Вильгельмины Амалии (1776―1810), супруги (с 1793) прусского короля Фридриха Вильгельма III и матери русской императрицы Александры Фёдоровны.
Юная девушка в 1825 году была выдана замуж за "старого и неприятного" прибалтийского барона А. С. Крюденера, или Криденера, как произносили его фамилию в России, и.о. поверенного в делах русского посольства в Мюнхене (1826―1827 и 1834―1835), а с декабря 1843 по январь 1852 — посланника в Стокгольме.
Амалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Ею восхищался Генрих Гейне (он назвал её "Божественной Амалией", "сестрой" Венеры Медицейской). Ею увлекались Ф.И. Тютчев, А. С. Пушкин, Вяземский, А. И. Тургенев и сам Николай I.
Баварский король Людвиг I заказал её портрет для собираемой им во дворце Нимфенбург "Галереи красавиц". Место для галереи было выбрано не случайно: находясь в двух часах езды от Мюнхена, Нимфенбургский дворец (город нимф) как детище эпохи балов, охоты и развлечений именовался "увеселительным домом". Конечно, Людвиг I был сыном века Просвещения, поэтому заботился также о науках и искусствах: университет он перенес в Мюнхен, Академию художеств реорганизовал, сам выступал в писательском и поэтическом амплуа… А теперь Галерея красавиц в Мюнхене место притяжения для многочисленных туристов со всего мира.
Во второй раз Амалия вышла за сына министра русского двора В. Ф. Адлерберга (1791—1884) ― Николая Владимировича. Во время Крымской войны граф Адлерберг был назначен Таврическим военным губернатором. Вместе с ранеными из осаждённого Севастополя в Симферополь привозили детей-сирот. В виду исключительности обстоятельств, графиня Адлерберг решительно пренебрегла бюрократическими формальностями и 31 декабря 1854 года открыла приют для 14 беспризорных детей-сирот на свои средства. В построенном для приюта двухэтажном доме на углу улиц Пушкинской и Гоголевской с 1921 года размещался Крымский краеведческий музей, с 1993 года в здании разместился его филиал - Крымский этнографический музей.
В 1856 году граф Адлерберг получил новое назначение генерал-губернатором Финляндии. После смерти Александра II Адлерберги переехали в Мюнхен. Они похоронены в Роттах-Еггерн ( коммуна в земле Бавария, Германия) на кладбище
церкви Св. Лаврентия.
Вспомним эти знаменитые стихотворения:
Ф. Тютчев
"Я помню время золотое"
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в дол глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, —
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела...
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
* * *
Ф. Тютчев
К. Б.
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило.
Я вспомнил время золотое,
И сердцу стало так тепло.
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною,
И что-то встрепенется в нас.
Как после вековой разлуки
Гляжу на вас как бы во сне.
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.
Тут не одно воспоминанье -
Тут жизнь заговорила вновь.
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
(Посвящено Амалии Крюденер)