marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Categories:

Центр тяжести - это то, что не даёт нам сломаться

Посмотрела вчера по "Культуре"с огромным вниманием телеспектакль С. Голомазова "Центр тяжести". В центре спектакля героиня, которой ставят диагноз "рассеянный склероз" и которая в результате становится инвалидом. Но жизнь продолжается, и, к счастью, героиня не сломалась, продолжает работать и даже находит своё счастье.
Спектакль заставил о многом задуматься. Оказалось, он создан по книге Ирины Ясиной "История болезни". Ирина сама является инвалидом-колясочником и  живёт активной полноценной жизнью.
Сегодня я нашла прекрасную статью об этой книге, которую и предлагаю Вам почитать.


Телеспектакль Центр тяжести

Алёна Бабенко в спектакле "Центр тяжести"


Центр тяжести – это то, что не дает нам сломаться
4 мая 2016, 18:50 [«АН-онлайн», Лариса Усова ]

Ирина Ясина написала книгу «История болезни» четыре года назад. Это повествование о ее собственной жизни, разделенной на две части диагнозом-приговором. Фильм-спектакль «Центр тяжести» по мотивам книги Ирины Ясиной будет показан на канале «Культура» 14 мая в 21.45.

Жизнь меняет все. Здоровый, ты окружен друзьями и семьей. Недругами, коллегами, конкурентами, возлюбленными, завистниками, поклонниками … Множество разных связей влияют на тебя и редактируют твою жизнь. Принимая решение или делая выбор, ты можешь опереться на окружение. Или – пойти против него. Ты существуешь, ну, в контексте что ли. Ты – не сам по себе. Болезнь лишает тебя этих «подпорок». Тебя вроде бы продолжают любить, с тобой вежливо дружат, и даже хотят помочь…Ищут врачей, сидят у постели, приносят еду в больницу. Тобой занимаются. Но ты больше не необходим. Даже своему ребенку. Ты уже не достигаешь нужной скорости, и тебя покидают незаметно, просто потому, что так получилось… И что бы тебе не пели, ни один не готов разделить твою безумную надежду на выздоровление, и тебя потихоньку – с той или иной долей цинизма – списывают в утиль… Потом остается один-единственный человек, в котором ты уверен на все сто. Но он, конечно, тоже предает тебя. Тем более у него есть алиби - он тоже страдал! Так постепенно ты остаешься один. Без контекста и подпорок. Сострадание и жалость окружающих не заполняют пустоту, а наоборот делают ее абсолютно невыносимой. Это край. И вот теперь все, что случится дальше - зависит только от того, какой ты сам. Не от тебя - от тебя теперь уже вообще не зависит ничего. Все сложится только так, как ты того заслуживаешь. Вот какой ты есть – так и будет!
Ирине Ясиной было тридцать пять лет, когда ей поставили диагноз – рассеянной склероз. И сообщили – ничто в мире помочь ей не может. Никогда. Ни за какие деньги. В прошлом остались – успешная работа, блестящая карьера, активное участие в начавшихся политических и экономических преобразованиях молодой России. Там же – путешествия, встречи с друзьями, замужество, рождение дочери. Танцы, туфли на каблуках, головокружительные романы и профессиональные интриги. Прекрасная, как ей теперь казалось, и наполненная чудесными событиями жизнь остановилась навсегда. Ее сменили боль, отчаяние, безумные попытки найти панацею. Впереди маячило инвалидное кресло и леденящая неизвестность. С тех пор прошло семнадцать лет…
К сожалению, Иринина болезнь пошла по самому худшему сценарию. Мы познакомились и подружились с ней, когда уже все было по полной программе – и инвалидная коляска, и неподвижные руки, и трудности с дыханием… Но как же упоительно было с ней дружить! Ира научила меня разбираться в винах, отправила в Италию за какой-то уникальной тарелочкой для своей коллекции и была настолько убедительна, что я уговорила своих друзей изменить маршрут, взять машину и поехать в какую-то неведомую никому итальянскую деревню, где эту тарелочку можно было заполучить… Другой своей подруге Ира помогла продать картин, еще одной – издать книгу, потом она придумала обалденный формат собственного юбилея. И сам Чубайс опустился на одно колено, чтобы преподнести Ирине цветы… Недавно она смоталась в Индию, потом пересмотрела все спектакли Женовача, свозила папу на лечение в Израиль, устроила дела дочери. А какие компании собираются в Ясиной поляне! Так друзья называют дачу, где Ира живет вместе с папой – академиком Евгением Ясиным – в которого влюблены все ее подруги, включая меня. К сожалению, Ириной мамы уже нет в живых. Журналисты, писатели, политики, художники слетаются сюда не только поговорить, но также попробовать вкуснейшие блюда и напитки, которые готовят в этом доме.
Однажды я спросила Иру, как ей удалось привыкнуть к мысли, что она больна. «К этой мысли нельзя привыкнуть, – сказала Ира. – Просто не нужно все время терзаться, нужно – жить». Жить по максимуму настолько, насколько это возможно в сложившейся ситуации. Ведь даже в самом плохом всегда можно найти самое хорошее…
Болезнь меняет все.
Сначала она пытается сломить твой дух. И ты начинаешь медленно превращаться в дерьмо. Многие это проходили. Сопли, слезы, алкоголь. Ненужные связи и бессмысленные люди вокруг – лишь бы чем-то заполнить пустоту. Нет сил бороться и желания жить И вот вы уже сложили лапки. И ждете, что вам помогут. Они же должны! Забудьте. Никто не поможет. Ничего не должны. Рывок зависит только от вас. Все покинули, и никому нет до вас дела? Наплевать! Я есть. Я буду жить! И буду жить счастливо.
Об этом книга Иры Ясиной «История болезни». Она написала ее четыре года назад и сразу стала знаменитой. Это повествование о ее собственной жизни, разделенной на две части диагнозом-приговором. Я прочитала «Историю болезни» еще в журнале. И написала пьесу «Центр тяжести». Ира считает, что пьеса - сильно « по мотивам», и героиня пьесы – не совсем она. Но их – Иру Ясину и вымышленного персонажа – объединяет готовность совершить попытку. Попытку быть счастливой в самой неподходящей для этого ситуации. Они обе – будучи инвалидами – не просто намерены жить, но жить полно и счастливо. Пьеса, как и книга, именно об этом. О том, каким счастливым и востребованным может быть неизлечимо больной человек. О «центре тяжести», который не дает нам потерять равновесие и сломаться. И о том, что у каждого он, этот самый центр тяжести – свой.
Прошло два года. Сначала был только текст. И вот пьеса превратилась в фильм-спектакль. Он снят. Смонтирован, озвучен. Режиссер-постановщик Сергей Голомазов, режиссеры Алексей Горовацкий и Игорь Волосецкий абсолютно точно уловили мое настроение и сделали спектакль, жанр которого можно определи как драматический репортаж. Алена Бабенко, сыгравшая главную роль, сделала это блистательно и тонко. Евгения Симонова, Вера Бабичева и сам Сергей Голомазов, исполнивший роль в спектакле, другие актеры театра на Малой Бронной составили ей прекрасный ансамбль. Болезнь приносит много боли. Бывают болезни, которые нельзя вылечить, но любую болезнь можно победить. А победителю легко простить предателей и забыть обиды. Болезнь, которую ты победил, возвышает тебя. В болезни, если ты ее победил, вообще есть масса плюсов – она делает нас свободными от условностей, позволяет мыслить и говорить без оглядки на мнимые авторитеты – именно то, что думаешь. Болезнь делает нас смелыми, бесшабашными и даже способными на поступки, которые еще недавно казались невозможными. Может быть потому, что мы уверены, что ничего хуже того, что уже случилось с нами – не произойдет?

Использование этого материала сайта газеты «Аргументы недели» в Интернет-пространстве допускается только при обязательном размещении гиперссылки на источник публикации:
http://argumenti.ru/culture/2016/05/447292
Tags: смыслы, театр, телевидение, что читать, чужие мысли
Subscribe

  • Осеннее настроение

    Последние цветы осени Ждём бабье лето! Как сообщил РБК Петербург начальник Гидрометцентра Петербурга Александр Колесов, Северная столица…

  • Микис Теодоракис. RIP

  • Эти летние дожди...

    Эти летние дожди... * * * Эти летние дожди, эти радуги и тучи - мне от них как будто лучше, будто что-то впереди. Будто будут острова,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments