marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Category:

Кто ходит в гости по утрам. Традиции гостеприимства в коллективистской среде Русского Севера

Оригинал взят у eastofvologda в Кто ходит в гости по утрам. Традиции гостеприимства в коллективистской среде Русского Севера

Посещать места, где сохранился дух гостеприимства, всегда интересно. До тех пор пока традиция не становится индустрией. Дух гостеприимства жив там, где жив коллективизм. Человеческие связи в такой среде плотнее. На востоке Вологодской области гостеприимство двух, даже трех видов. Можно просто ходить в гости. Можно приезжать на народные фестивали, ярмарки и прочие праздники. А есть просто колоритные, яркие люди, чьи двери всегда открыты для порядочных людей.



Теплое время, это и пора больших праздников, поэтому, идем по гостям в первой половине лета.


Троицкая вечерина

Цикл летних народных праздников открывает Троица. Вторая декада июня (Троица – 19 июня).
Посевные работы давно закончены, до жатвы тоже еще очень далеко. Исстари и до сих пор, к Троице начинает съезжаться в эти края народ. Большие народные фестивали, праздники, дни деревень, когда собираются на исторической родине выходцы из этих мест.


Начинается все с троицкой вечерины. По сути, это вечер знакомства. Не важно, по какому поводу собрались люди, но не все всех могут знать или помнить лично. Сначала знакомство, обычно через соответствующие игры. Потом чаепитие, хороводы, собственно застолье. Вообще здесь надо быть готовым к тому, чтобы постоянно плясать. Ни один вечер, ни одна встреча или посиделки, не обходятся без этого. Очень много такой подвижности, энергия уходит без остатка.


Обычно гости собираются перед каким-нибудь большим праздником. Раньше куда-либо съезжались из окрестных деревень, сейчас приезжают отовсюду – из Вологды, Москвы, Питера, даже из Европы. Поэтому, на следующий день после застолья по поводу встречи, обязательно на народное гулянье. Допустим, это фестиваль «Живая Старина», который проходит ежегодно в Пожарище, деревне Нюксенского района, которая имеет статус «Национальной деревни Русского Севера». Здесь работает этнографический центр, работа которого в основе созидательных процессов по возрождению культуры этих мест.


Этот фестиваль, наверное, все-таки основная точка притяжения здесь в летний период времени. Общий праздник всех здешних людей, как тут говорят, «живущих в традиции». Оттого и интересный для всех остальных. В Пожарище работает уникальный коллектив, который объединяет, если говорить простым языком, исследовательскую работу с практикой. Поэтому многое из того, что здесь можно увидеть, довольно точно повторяет исторически сложившуюся форму. Например, из интересного проходка фольклорных коллективов «в рядах» из деревни Пожарище в деревню Кокшенгскую и обратно. К участникам коллективов присоединяются все желающие.


Это традиционное шествие рядами, идут из одной деревни в другую под руки в ряду по 4-5-6 и более человек, при этом поют частушки или песни под тальянки и гармошки. Доходят до большой поляны в Кокшенгской. Там примерно полчаса в кругах поют, пляшут, играют в народные игры, другие наблюдают за всем этим. Так вот пообщавшись, начинают идти в обратный путь до традиционного места гуляния в деревне Пожарище.


В последующие дни принято ходить или ездить по гостям. По деревням есть люди, у которых за многие десятилетия сложилась репутация заводил, местных колоритов, двери домов которых открыты для гостей, а на столе всегда найдется, чем закусить и выпить.


Только это не клоуны, не маргиналы, и не элементы туристической индустрии, которые исполняют на балалайке за копейку. Наоборот, это авторитетные, как правило, пожилые люди, хранители традиций и уклада. Общение с ними, удовольствие от погружения в мир другой жизни. В гости к ним принято приходить в сопровождении представителей местной общественности, которые, разумеется, знают этих людей лично. Мы расскажем о нескольких из них.
Вениамин Савватиевич Курбатов живет в деревне Погоняевская Тарногского района. Это человек, который является частью того деревенского уклада, образцы которого трудно найти даже в этих местах. Он в преклонных летах, вдовец, тоскует по ушедшей восемь лет назад супруге, но один обслуживает вот этот громадный дом.


Здесь единовременно могут разместиться больше тридцати человек. Такие большие дома нужны были в ту пору, когда в каждой семье было по пять-шесть и больше детей. Он рассчитан на гостей, которые приедут, скажем, на свадьбу, чтобы у них было где оставаться в течение нескольких дней.


Вениамин Савватиевич своими руками делает все: почти вся мебель, что есть в доме, его изготовления; держит овец; маринует, солит грибы, делает настойки, варит домашнюю водку; ухаживает за огородом; сам чинит, мастерит весь необходимый инвентарь. Еще он ездит на репетиции, где подыгрывает на гармошке певуньям, и в любом случае, кто бы к нему не пришел в гости, он сыграет ему на тальянке, северной разновидности гармошки.


Но есть проблема. Его дом, фактически, музей. Для повседневной жизни содержать это пространство можно только обладая такими руками как у него. А последующие поколения всего этого не умеют – маринованные грибы принято покупать в магазине, как и водку. Для жизни современной даже деревенской семьи из трех, четырех, пусть пяти человек, такой дом не нужен, не имея навыков, содержать все это очень трудоемко. А те самые тридцать родственников на свадьбу, в наше время уже не приезжают. Некому передавать такие дома как у Вениамина Савватиевича. И в данном случае, это его и личная драма. У него есть дети, тоже уже давно не молодые люди. Но они не нуждаются в таком объемном пространстве.


Деревня Новгородовская находится всего в четырех километрах от Тарноги, но попасть сюда летом можно либо вброд через реку, либо по навесному мосту. Зимой можно и на машине по зимней дороге. Здесь ощущение, что вокруг съемочные декорации фильма о деревне 60-х годов. Старинные дома, колхозная техника по сторонам дороги в деревне, животные в широком разнообразии видов и т.д.

Михаил Никулин, которого называют "главой клана Никулиных"руководит семейным ансамблем, состоящим из братьев Никулиных. "Человек праздник» и прочие подобные эпитеты. Все они очень позитивные люди. Эта семья своего рода живой пример возможности воспроизведения старого уклада жизни, когда чем больше рук, тем лучше жизнь. У Никулиных есть крепкое фермерское хозяйство. Много работы, но интересная жизнь.


Всегда стоит съездить и провести день в какой-нибудь конкретной деревне. Например, Маркуша – одна из старинных деревень, переполненная колоритом. Дома, улицы, быт людей, просто интересное пространство для человека с «социологическим подходом» к изучению окружающего мира.


В живописном месте, примерно в километре от деревни стоит домик. Его крыльцо служит сценой. Тут средоточие деревенских праздников. Отсюда начинается крутой спуск, зимой катаются на лыжах, ватрушках. Внизу большая беседка для братчин – деревенских праздничных застолий. Уже сам факт наличия специального пространства для братчин, показатель того, что здесь все еще коллективистский уклад жизни.


Еще ниже святой источник, место, пользующееся популярностью в этих местах. Маркуша, как называют тут эту деревню, действительно приятное и очень атмосферное место.


Гости обычно посещают уютное деревянное здание напротив церкви в Нюксенице. Это местный Центр традиционной народной культуры. Атмосфера живого коллективизма, аутентичной русской культуры, широко разлита в здешнем пространстве. Но здесь все это в концентрированном виде. Любого гостя, пусть он даже придет один, встречают, что называется, по форме, то есть, по традиции.


В гостях не принято ни от чего отказываться. Так же и здесь. На первый взгляд, культурная программа в виде игр и хороводов может показаться неинтересной, но как тут говорят, надо только выйти на круг. Море веселья. Все интерактивы, мастер-классы лучших мастеров, лекции и обсуждения, все тут. Здесь и самое правильное застолье – аутентичные блюда, напитки, расскажут как вести себя за традиционным столом. Но лучшее застолье после хорошего праздника.

Может быть, ничего эксклюзивного в этой традиции и нет – собирать гостям провизию в дорогу. Но здесь «все работает» как надо, гости никогда отсюда с пустыми руками не уходят. Нередко функцию накормить в дорогу гостя возлагают на жительницу Тарноги Зинаиду Фирсову. Считается, что она печет классные пирожки. Но вообще она известный пивовар. И герой нашего следующего поста про сохраненную в этих краях традицию пивоварения.
Tags: Вологда, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments