marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Categories:

Самые дорогие картины русских художников...



Марк Ротко "Оранжевое, красное, жёлтое"




Маркус Яковлевич Роткович — Маркус Ротковиц — Марк Ротко… (1903–1970)

А вот это новое для меня имя. Не знала раньше о нём, узнала совсем недавно. Спасибо fotovivo!


Один из самых загадочных художников современности. Его жизненный путь словно соткан из противоречий — в творческих поисках, в поступках, в жестах… Считающийся одним из идеологов и, безусловно, ключевой фигурой в американском абстрактном экспрессионизме, Ротко не выносил, когда его работы называли абстрактными. В прошлом хорошо знавший, что такое жизнь впроголодь, он однажды демонстративно вернул заказчикам совершенно фантастический в пересчете на нынешние деньги аванс, оставив себе почти полностью законченную работу. Ждавший своего успеха и возможности зарабатывать на жизнь живописью почти пятьдесят лет, он не раз отказывал людям, способным при желании разрушить его карьеру. Как минимум социалист в душе, разделявший идеи Маркса, неприязненно относившийся к богачам и богатству, Ротко стал в итоге автором самых дорогих картин в мире, которые фактически превратились в атрибут высокого статуса своих владельцев. (Шутка ли, рекордный «Белый центр», проданный, за $65 млн, происходил из семьи Рокфеллеров.) Мечтавший о признании массовым зрителем, стал в итоге создателем картин, по-настоящему понятных до сих пор лишь кругу интеллектуалов и ценителей. Наконец, художник, искавший разговора с господом через музыку своих холстов, художник, чьи работы стали центральным элементом оформления церкви всех религий, закончил жизненный путь совершенно отчаянным богоборческим актом…

Ротко, помнивший черту оседлости и казаков, возможно, удивился бы, что им гордятся еще и как русским художникам. Впрочем, антисемитизма хватало и в Америке 1930-х — не случайно художник «урезал» родовую фамилию Роткович. Но мы называем его русским не без оснований. Для начала — по факту рождения. Латвийский Двинск, нынешний Даугавпилс, на момент рождения Маркуса Ротковича — это часть России и будет оставаться таковой вплоть до распада империи, до 1918 года. Правда, революции Ротко уже не увидит. В 1913 году мальчика увозят в США, семья переезжает в Портленд, штат Орегон. То есть детство и отрочество прошли в России, здесь формировалось жизненное восприятие, кругозор. Кроме того что здесь он появился на свет, с Россией Ротко связывают, заметим, и мировоззренческие темы, и конфликты. Известно, что он ценил труды Достоевского. И даже пороки, которым Ротко предавался, в мире ассоциируются почему-то именно с русскими. Депрессию на Западе называют почему-то «русской болезнью». Что не аргумент, конечно, но еще один штрих к цельности натуры русского художника.

К новаторским открытиям в живописи Ротко шел долгих 15 лет. Прошедший через многие фигуративные увлечения, в том числе сюрреализм и фигуративный экспрессионизм, в середине 1940-х он предельно упростил структуру своих картин, ограничив выразительные средства несколькими красочными блоками, образующими композицию. Интеллектуальная основа его работ — это почти всегда вопрос трактовки. Ротко обычно не давал прямых ответов, рассчитывая на соучастие зрителя в осмыслении работы. Единственное, на что он определенно рассчитывал, — на эмоциональную работу зрителя. Его картины не для отдыха, не для релаксации и не для «визуального массажа». Они рассчитаны на сопереживание. Одни видят в них окна, позволяющие заглянуть в душу зрителя, другие — двери в иной мир. Есть мнение (возможно, наиболее близкое к истине), что его цветовые поля — это метафорические изображения бога.

Декоративная сила «цветовых полей» объясняется рядом специальных технических приемов, используемых Ротко. Его картины не терпят массивных рам — максимум тоненькие плашки-кромки в цвет холста. Края картин художник намеренно тонировал в градиент так, чтобы живописное поле теряло границы. Нечеткие границы внутренних квадратов — это тоже прием, способ без контраста создавать эффект дрожания, кажущегося взаимного наложения цветовых блоков, пульсации пятен, словно мерцания света электрических ламп. Это мягкое растворение цвета в цвете особенно удавалось маслом, до перехода Ротко на непрозрачный акрил в конце шестидесятых. И найденный эффект электрической пульсации усиливается, если смотреть картины с близкого расстояния. По замыслу художника трехметровые холсты зрителю оптимально смотреть с расстояния не более полуметра.

Сегодня картины Ротко — гордость любого известного музея современного искусства. Так, в английской галерее Тейт есть зал Ротко, в котором живут девять картин из тех, что были написаны по контракту с рестораном Four Seasons. C этим проектом связана довольно показательная для характера Ротко история. В 1959 году к художнику по рекомендации обратились владельцы фешенебельного ресторана «Времена года», открывшегося в необычном нью-йоркском небоскребе Seagram Building (по названию компании — производителя алкоголя). Сумма контракта в пересчете на нынешние деньги составляла почти $3 млн — весьма значительный гонорар даже для состоявшегося, признанного художника, каким в то время уже был Ротко. Тем не менее, когда работа была почти закончена, Ротко неожиданно вернул аванс и отказался передавать ее заказчику. Среди основных причин внезапного поступка биографы рассматривали нежелание угождать правящему классу и развлекать богачей за ужином. Есть также мнение, что Ротко расстроился, узнав, что его картин не увидят рядовые служащие, работающие в здании. Впрочем, последняя версия выглядит слишком уж романтично.

Спустя почти 10 лет часть холстов, подготовленных для Four Seasons, Ротко передал в дар лондонской Tate Gallery. По горькой иронии судьбы 25 февраля 1970 года, в тот день, когда ящики с картинами достигли английского порта, художник был найден в своей студии мертвым — с перерезанными венами и (видимо, для гарантии) огромной дозой снотворного в желудке.

Сегодня творчество Ротко переживает очередную волну искреннего интереса. Проходят семинары, открываются выставки, издаются монографии. На берегу Даугавы, на родине художника, установлен памятник.

Работы Ротко на рынке не являются исключительно редкими (как, например, живопись Малевича). Ежегодно на аукционах одних только его картин, не считая графики, выставляется примерно 10–15 штук. То есть не дефицит, однако за них платят миллионы и десятки миллионов долларов. И такие цены вряд ли случайны. Скорее это дань его новаторству, желание открыть новые смысловые слои и приобщиться к творческому феномену одного из самых загадочных русских художников.

8 мая 2012 на торгах послевоенным и современным искусством Christie’s полотно «Оранжевое, красное, желтое» 1961 года ушло за $86,88 млн с учетом комиссии. Произведение происходит из собрания пенсильванского мецената Давида Пинкуса. Работу размером 2,4 × 2,1 метра Давид и его супруга Герри купили в Marlborough Gallery, а затем надолго отдали ее в аренду Филадельфийскому художественному музею. Картина «Оранжевое, красное, желтое» стала не только самой дорогой работой художника русского происхождения, но и самым дорогим произведением послевоенного и современного искусства, проданным на открытых торгах.

Взято:http://artinvestment.ru/invest/rating/20080411_top12rus.html

Самые дорогие картины русских художников

$86,88 млн. Марк Ротко. Оранжевое, красное, желтое (1961)
$60,00 млн. Казимир Малевич. Супрематическая композиция (1916)
$28,16 млн. Хаим Сутин. Бычья туша (ок. 1923)
$23,04 млн. Василий Кандинский. Эскиз к «Импровизации № 8» (1909)
$18,59 млн. Алексей Явленский. Шокко в широкополой шляпе (ок. 1910)
$14,85 млн. Марк Шагал. Юбилей (1923)
$14,51 млн. Валентин Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910
$12,09 млн. Николай Рерих. Мадонна Лаборис (Труды Богоматери. 1931)
$10,88 млн. Наталия Гончарова. Цветы (ок. 1912)
$10,84 млн. Николай Фешин. Маленький ковбой
$9,42 млн. Николя де Сталь. Лежащая обнаженная (1954)
$8,48 млн. Тамара де Лемпицка. Мечта (Рафаэла на зеленом фоне. 1927)
$7,43 млн. Илья Репин. Парижское кафе (1875)
$7,33 млн. Константин Сомов. Радуга (1927)
$7,25 млн. Илья Машков. Натюрморт с фруктами (1910)
$7,07 млн. Борис Кустодиев. Извозчик (1923)
$6,34 млн. Василий Поленов. Кто из вас без греха? (1908)
$6,27 млн. Юрий Анненков. Портрет Александра Николаевича Тихонова (1922)
$6,15 млн. Василий Верещагин. Жемчужная мечеть в Агре (1870–1880)
$5,85 млн. Зинаида Серебрякова. Спящая девочка (1923)
$5,83 млн. Илья Кабаков. Жук (1982)
$5,56 млн. Александр Яковлев. Портрет Василия Шухаева в его студии (1928)
$5,37 млн. Владимир Баранов-Россине. Ритм (Адам и Ева. 1910)
$5,34 млн. Иван Айвазовский. Американские суда у скалы Гибралтара (1873)
$5,02 млн. Владимир Боровиковский. Портрет графини Любови Ильиничны Кушелевой, урожденной Безбородко (1803)
$4,34 млн. Соня Делоне. Рынок в Миньо (1915)
$4,30 млн. Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею (1922)
$4,20 млн. Константин Маковский. Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века (1868)
$4,05 млн. Вера Рохлина. Картежники (1919)
$3,97 млн. Павел Кузнецов. Восточный город. Бухара (1912)
$3,72 млн. Борис Григорьев. Пастух с холмов (1920)

Составление рейтинга производилось по трем критериям:

К участию принимались только публичные аукционные результаты.
Принадлежность к русским художникам определялась по месту рождения. Родился в Российской империи или в СССР — значит, русский художник, без оглядок на этническое происхождение и скидок на то, как в дальнейшем сложилась судьба. К примеру, тот факт, что у Кандинского в разные годы были гражданства и русское, и немецкое, а умер он с французским, не является основанием усомниться, что художник русский.
Правило: один художник — одна картина. То есть ситуация, когда, строго говоря, все первые места пришлось бы отвести работам Марка Ротко, разрешается так: оставляем только самую дорогую работу, а все остальные результаты для картин этого художника игнорируем.

За основу рейтинга взяты результаты с учетом премии покупателя (Buyers Premium), выраженные в долларах (цифры, показанные на европейских аукционах, т. е. в фунтах или евро, конвертированы в доллары по курсу на день торгов). Поэтому в рейтинг не попали ни «Испанка» Гончаровой, проданная 2 февраля 2010 года за £6,43 млн, ни картина «Вид Константинополя и пролива Босфор» Айвазовского, за которую 24 апреля 2012-го заплатили £3,23 млн. Да, в валюте сделки, т.е. в фунтах, они дороже картин, занявших место в рейтинге, а вот с курсом доллара им не повезло.
Tags: Россия, художники
Subscribe

Posts from This Journal “художники” Tag

  • Две картины

    В 2018 году в средствах массовой информации России прошла новость, что на аукционе во французском городе Вернон была продана за €560 тыс.…

  • Франц Ксавье Винтерхальтер. Цветник прекрасных дам

    Массовый интерес русской аристократии к немецкому художнику Францу Ксавье Винтерхальтеру (1805 -1873) начался после 1857, когда он написал портрет…

  • "Портрет"

    Ф. С. Рокотов "Портрет Александры Петровны Струйской" Николай Заболоцкий ПОРТРЕТ Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной,…

  • "Нимфенбург" Василия Кандинского

    Недавно я писала о дворце Нимфенбург в Мюнхене и о его "Галерее красавиц". Сам дворец описан во множестве статей и литературных работ, а…

  • Мюнхен. Галерея красавиц. Амалия фон Шинтлинг

    Амалия фон Шинтлинг (1812 - 1831) Она умерла вскоре после написания этой картины, ей было - 19 лет. Причина - скоротечная чахотка. Проблема…

  • М. В. Нестеров. Портрет Е. П. Разумовой

    М. В. Нестеров "Портрет Е. П. Разумовой", 1936. Саратов, Гос. худ. музей имени А. Н. Радищева М. В. Нестеров написал много…

  • "Площадь Согласия"

    Сегодня хотелось бы в рубрике "10 картин" предложить мой давний пост (2015 года) о двух выставках одной и той же картины, на которых я…

  • "Пенаты"

    Санкт-Петербург имеет прекрасные пригороды, которые также являются центрами притяжения для туристов. Это Петродворец (Петергоф), Пушкин (Царское…

  • Ю. И. Пименов "Новая Москва"

    Ю. Пименов "Новая Москва", 1937 год, Третьяковская галерея Участвую в челлендже #10картин осеннего марафона ЖЖ, потому что считаю,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments