Авторский экземпляр партитуры "Тристана и Изольды", считающейся одним из величайших памятников любви в мировой культуре, можно увидеть в только что открывшейся после реконструкции легендарной вилле Рихарда Вагнера "Ванфрид" в Байройте. В этом доме, построенном на средства короля Людвига Баварского, создавались "Парсифаль", "Зигфрид", "Гибель богов". На фасаде - вагнеровское изречение "Здесь, где мое воображение нашло мир - "Ванфрид"…" (от: wähnen - воображать, Frieden - мир, согласие), за виллой в саду - вагнеровская могила, место паломничества вагнерианцев со всего мира. Рядом с Ванфрид - дом сына Вагнера Зигфрида, открывшийся теперь как часть Вагнеровского музея, по другую сторону - новое помещение для экспозиций. Прогрессивный дизайн берлинского архитектора Фолькера Штааба, использовавшего "невидимое" черное стекло, словно растворяет новое, ультра-современное здание в ландшафте парка. Вагнерианцы здесь могут теперь знакомиться с экспозиционными материалами и слушать музыку кумира, коллективно созерцая световой луч, бегущий по нотам выложенных "электронных" партитур, или уединяясь в специальных зонах для индивидуального прослушивания, декорированных "аквариумами" японских садов.
.
Вилла Вагнера "Ванфрид" в Байройте
Ванфрид после реконструкции - не только дом-музей композитора, но современнейший мультикомплекс с музейной, архивной, научно-исследовательской и образовательной базой. И хотя модернизация вагнеровской виллы обошлась немцам в баснословную сумму - в 20 млн. евро, в итоге получилось то, что актуально для осмысления творчества и опыта такой амбивалентной персоны, как Вагнер.
.
Вилла Ванфрид. Байройт, музей Вагнера. Перед виллой бюст короля Людвига II Баварского.
.
Что именно выставил для публики обновленный музей Вагнера? Во-первых, вилла Ванфрид, пострадавшая от бомбы во время Второй мировой войны и восстановленная когда-то без корректной достоверности, предстала наконец в подлинном виде - с исторической мебелью, живописью, книгами, с теми же узорами на шелковых обоях, с той же роскошью, к которой был неравнодушен революционер и друг русского анархиста Михаила Бакунина - Рихард Вагнер.
В его гостиной выставлен рояль, подаренный ему фирмой Стейнвей на открытие Байройтского театра в 1876 году. На этом рояле играли все знаменитые гости Вагнера - в том числе, Цезарь Кюи, а в лиловой гостиной жены Вагнера Козимы - его любимый рояль "Эрар", который он называл своим "соавтором". Здесь же роскошная вагнеровская библиотека в 2500 томов, плотно заставленная трудами философов, энциклопедиями, собраниями мифов и партитурами - Моцарта, Россини, Бетховена и др. В комнатах выставлены личные вещи Вагнера - сапоги, знаменитый бархатный берет, пальто, неожиданно объемные для маленького роста Вагнера (152 см), здесь же - потертая кушетка, на которой Вагнер скончался в Венеции. Представлены на вилле и портреты любимых женщин Вагнера - его первой жены певицы Минны Планер, утонченной и поэтичной Матильды Везендонк, вдохновившей Вагнера на создание "Тристана и Изольды", и второй жены Козимы фон Бюлов, дочери Листа, которую Вагнер скандально увел у своего друга.
.
Концертный рояль Steinway
В новом выставочном пространстве - макеты и костюмы из байройтских постановок, начиная с вагнеровских времен - тяжелая металлическая кольчуга Валькирии, простое шерстяное платье горожанки из "Нюрнбергских майстерзингеров", плащ Парсифаля с вышитой птичкой на груди. О байройтской эстетической революции по этим экспонатам судить трудно. Достаточно сказать, что в постановке "Кольца" в 1896 году полет валькирий изображали выточенные на манер деревянных игрушек лошадки с опрокинутыми на спину валькириями-наездницами, а в 1901 году муляж лохматого, бородатого Летучего голландца, словно сошедшего со страниц книг Диккенса, уносил с собой на веревке под колосники Сенту. Кубок Грааля из исторической премьеры "Парсифаля" в Байройте (1882) выглядит, как классический церковный потир из красного стекла и цветных камней. Макеты старых байройтских постановок тоже не вписываются в предполагаемые модернистские контуры - тяжелые занавесы, павильоны с живописно прописанными зданиями, кораблями, морскими пучинами. Между тем, Байройтский театр был и остается единственным в мире театром, где представляется эталон музыкальных интерпретаций вагнеровских опер. Причем, в представленном здесь полном списке всех выдающихся дирижеров, работавших в Байройте, появилось единственное имя из России - Кирилл Петренко, которому выпала честь руководить постановкой "Кольца" на 200-летие Вагнера.
.
Зигфрид Вагнер
.
Между тем главным музыкальным событием нынешнего Байройтского сезона стала постановка "Тристана и Изольды" Катариной Вагнер. Правнучка композитора, являющаяся со-руководителем фестиваля, уже ставила в 2007 году на байройтской сцене спектакль "Нюрнбергские майстерзингеры".
Правнучка композитора Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье
.
Таким, кстати, видит мир и Франк Касторф, чье байройтское "Кольцо", поставленное к юбилею композитора в жанре социодрамы, идет сегодня на сцене Фестшпильхауза. Бог Вотан там предстает сутенером, богини - проститутками, а Зигфрид - безответственным радикалом. Человечество считает деньги, увязло в политических интригах, боится любви. Но разве не об этом писал свою музыку Вагнер?
Ирина Муравьёва
Байройтский фестиваль
https://www.deutschland.de/ru/topic/kultura/iskusstvo-i-arhitektura/bairoitskii-festival-0
В Байройте представили спектакль Катарины Вагнер "Тристан и Изольда"
https://rg.ru/2015/08/27/bayrojt-site.html
Байройт
https://il-ducess.livejournal.com/490190.html