marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Category:

Паула Модерзон-Беккер и художники Ворпсведе

Выставку работ Паулы Модерзон-Беккер и художников Ворпсведе
я видела в Эрмитаже в сентябре 2012 года.

Паула Модерзон-Беккер



Перед выставкой художников из Ворпсведе в Эрмитаже

Паула Модерзон-Беккер (08.02.1876 - 20.11.1907) - художница, ставшая предвестницей немецкого экспрессионизма. Свои портреты, натюрморты и ландшафты Модерзон-Беккер противопоставляла достижениям французского модерна.
Паула Беккер родилась в Дрездене в семье железнодорожного инженера. В1888 семья переехала в Бремен. Здесь Паула получает традиционное домашнее образование, учится музыке. В Бремене Паула впервые начает заниматься рисованием.

По воле родителей после получения аттестата зрелости она закончила учительские курсы в Хансштадте (1893-1895). С 1896 посещала частную школу живописи и графики в Берлине, поскольку женщине в государственную академию искусств поступить было невозможно.




В 1889 году в Германии была основана Ворпсведская колония художников. Это было сообщество художников, проживавших и работавших в посёлке Ворпсведе на Чёртовом болоте в Нижней Саксонии в 18 км от Бремена. Ворпсведе стал родиной для многих известных немецких импрессионистов и экспрессионистов.



Паула Модерзон-Беккер. Портрет Р. М. Рильке

В 1895 году Генрих Фогелер приобрел дом с названием «Баркенхофф» и перестроил его в стиле модерн. «Баркенхофф» стал центром ворпсведского движения художников. Простая сельская жизнь и пейзажи северной Германии вдохновляли писателей: Райнера Мария Рильке (чьей супругой впоследствии стала обитательница Ворпсведе скульптор Клара Вестхофф) и Манфреда Хаусмана.




Паула Модерзон-Беккер


Паула Беккер впервые приехала в Ворпсведе в 1897 году, а через год она обосновалась в колонии. Она занималась у Фрица Макензена, который основал эту колонию вместе с Отто Модерзоном, Фрицем Овер-беком и Генрихом Фогелером. Подобно представителям многих других появившихся в 80-х и 90-х годах XIX века колоний художников, художники Ворпсведе предпочитали не иметь дела с художественными академиями и господствовавшей там исторической тематикой. Занимаясь поисками некоей романтической идиллии, они направляли свои усилия на создание новой ландшафтной живописи. Излюбленной темой было меланхолично-суровое очарование болотистых и луговых ландшафтов на севере Германии.

Довольно скоро Беккер ощутила ограниченность восторженной ландшафтной живописи. К тому же она осознавала собственное противостояние современному ей искусству. В Париже художница познакомилась с работами Поля Сезанна и Поля Гогена, которые побудили ее к созданию новых форм: в этот период появились картины с четкими контурами и незатейливыми, приземленными красками. Преимущественными темами работ Беккер стали натюрморты и изображения людей, при этом она отказалась от точного воспроизведения деталей предметов и фигур. Краски она наносила на холст широкими штрихами и применяла простой язык форм. Свои работы художница рассматривала как символы вечности природы, которую она противопоставляла бренности человеческого существования.

Не в силах более сносить зависимость от своего мужа, Отто Модерзона (брак в 1901), в вопросах творчества, Модерзон-Беккер уехала в 1906 году в Париж. С ее полотен постепенно исчезают землистые тона (как, например, в "Обитательнице приюта для бедных с бутылкой и маком", 1906), цветовая палитра становится светлее (например, "Сидящая девушка, позирующая с цветком", 1907), контрасты становятся более четкими.

На протяжении всего творческого пути Модерзон-Беккер отражала личные переживания и настроения в автопортретах. В частности, в Париже появились "Автопортрет с жемчужным ожерельем" (1906) и "Автопортрет с камелиями" (1906/1907), построенные на редуцированных плоскостных формах и жестких цветовых контрастах. Передача цвета в ее портретах (как и в натюрмортах) стала более экспрессивной - примером может послужить картина "Ли Хотгер и его сестра" (1906/1907), основными особенностями которой являются яркие краски и структура штрихов. За счет этого возросла выразительность живописи Модерзон-Беккер.




Паула Модерзон-Беккер. Автопортрет


Знакомство с картинами Пабло Пикассо упростило телесные формы в ее работах. Так, на картине "Мать и дитя" (1907) части тела изображены схематично, художницу интересует уже не подробное вырисовывание деталей, а схватывание чистой формы. Прототипом ее художественного языка послужило римское и древнеготское искусство.
Весной 1906 в Париж приехал Отто Модерзон. В пасхальные праздники 1907 он увез свою беременную жену обратно в Ворпсведе. Через несколько дней после того, как исполнилось ее страстное желание стать матерью, она умерла в Ворпсведе в возрасте тридцати одного года от закупорки кровеносных сосудов. Художница, сумевшая продать при жизни всего три из более чем четырехсот созданных ею картин, обрела международное признание лишь после смерти.

(Из открытых источников)
Tags: Ворпсведе, Германия, Паула Модерзон-Беккер, Эрмитаж, выставки, художники
Subscribe

Posts from This Journal “художники” Tag

  • Франц Ксавье Винтерхальтер. Цветник прекрасных дам

    Массовый интерес русской аристократии к немецкому художнику Францу Ксавье Винтерхальтеру (1805 -1873) начался после 1857, когда он написал портрет…

  • "Портрет"

    Ф. С. Рокотов "Портрет Александры Петровны Струйской" Николай Заболоцкий ПОРТРЕТ Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной,…

  • "Нимфенбург" Василия Кандинского

    Недавно я писала о дворце Нимфенбург в Мюнхене и о его "Галерее красавиц". Сам дворец описан во множестве статей и литературных работ, а…

  • Мюнхен. Галерея красавиц. Амалия фон Шинтлинг

    Амалия фон Шинтлинг (1812 - 1831) Она умерла вскоре после написания этой картины, ей было - 19 лет. Причина - скоротечная чахотка. Проблема…

  • М. В. Нестеров. Портрет Е. П. Разумовой

    М. В. Нестеров "Портрет Е. П. Разумовой", 1936. Саратов, Гос. худ. музей имени А. Н. Радищева М. В. Нестеров написал много…

  • "Площадь Согласия"

    Сегодня хотелось бы в рубрике "10 картин" предложить мой давний пост (2015 года) о двух выставках одной и той же картины, на которых я…

  • "Пенаты"

    Санкт-Петербург имеет прекрасные пригороды, которые также являются центрами притяжения для туристов. Это Петродворец (Петергоф), Пушкин (Царское…

  • Ю. И. Пименов "Новая Москва"

    Ю. Пименов "Новая Москва", 1937 год, Третьяковская галерея Участвую в челлендже #10картин осеннего марафона ЖЖ, потому что считаю,…

  • "Мир Кристины"

    "Мир Кристины" "Мир Кристины" (1948, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Сколько раз я видела эту картину по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments