marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Categories:

«Хануссен» (1988, реж. Иштван Сабо)

Оригинал взят у emil_hanabin в «Хануссен» (1988, реж. Иштван Сабо)
Клаус Шнайдер (Клаус Мария Брандауэр) - солдат австро-венгерской армии, получивший ранение в голову во время одного из боёв на полях Первой Мировой Войны. Неожиданно для себя, после прохождения курса лечения у доктора Беттельхайма (Эрланд Юзефсон) он обнаруживает в себе провидческие и местами телепатические способности, которые Шнайдер начинает умело использовать и развивать с помощью своего бывшего сослуживца капитана Тибора Новотни (Карой Эперьеш).





Благодаря своему предприимчивому импрессарио Клаус меняет имя на более благозвучное Эрик Ян Хануссен и колесит по городам центральной Европы, добиваясь славы людской и добирается в конечном счёте до Берлина, где, собирая большие залы, предсказывает победу Адольфа Гитлера на выборах канцлера в 1933-м году и зарабатывает расположение к своей персоне со стороны деятелей национал-социалистической партии.
Это третья и заключительная картина так называемой "немецкой трилогии" Иштвана Сабо, куда помимо "Хануссена" входят "Мефисто (1981) и "Полковник Рёдль" (1985). Примечателен тот факт, что во всех трёх фильмах главную роль исполнил австрийский актёр Клаус Мария Брандауэр.
Эрик Ян Хануссен пример классического приспособленца. Подобно такому же как и он Хендрику Хёфгену из "Мефисто", человеку культуры, Хануссен изначально отстраняясь от политики, в конченом итоге не выдержал и пал под напором надвигающейся национал-социалистической истерии.
Конечно искусство и политика по хорошему, должны двигаться параллельно и не влезать в дела друг друга и тем более зарабатывать себе очки в глазах общества, паразитируя друг на друге. Но только до определённой поры, до тех пор пока от действий недальновидных политиков и чинуш жизнь и существование простых людей становится под угрозой.
Но отличие Хануссена от Хёфгена из "Мефисто" в том, что первый мог предвидеть будущее и имел преимущество перед остальными его современниками в виде столь необычного и желанного многими дара. А как там говорилось в одном популярном мультсериале 90-х - "Большая сила налагает большую ответственность", которую герой Брандауэра и не выдержал.
Ведь он мог предвидеть то, что случится с Германией и Европой через считанные годы после прихода нацистов к власти, однако не предвидел или не захотел этого сделать, предпочтя пойти на коллаборацию с реакционным режимом.
Тонкой красной линией проходит в трилогии Сабо тема морального выбора и ответственности героев перед обществом. У тебя есть положение, ты добился уважения и почёта в обществе, но ты не направил этот авторитет в нужное русло, на служение и пользу этому самому обществу, а всего лишь стал прислугой у режима и горстки влиятельных толстосумов, только лишь для того, чтобы спасти собственную шкуру и сохранить то самое тёплое место под солнцем, что было с таким трудом заработано. Да, тяжело такое терять, но на то и есть право выбора у каждого человека, действовать так, как он считает нужным в конкретно взятой ситуации.
Tags: Клаус Мария Брандауэр, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments