Как изучают литературу в немецкой гимназии
15 лет назад я с мужем и дочкой переехала из Москвы в баварскую деревню. Здесь дочка пошла в начальную школу, а окончив ее, поступила в одну из лучших баварских гимназий. Все эти годы я внимательно следила за ее школьной жизнью. Наибольший интерес у меня вызывал предмет «родной (т.е. немецкий) язык». Дело в том, что «литературу» в немецких школах не преподают. Там нет отдельного урока литературы, он объединен с родным языком в один предмет – «немецкий язык».Принципы немецкого подхода к изучению литературы кратко можно сформулировать так:
2) в чтении идут от современности (т.е. понятных и близких детям текстов) к классике (более отдаленным по времени и менее понятным текстам);
Чтение
Школьное чтение в гимназии состоит из двух компонентов.
Что читать – решает учитель. Ему дана большая свобода в выборе, никаких обязательных списков книг не существует – только рекомендательные.
В выборе книг для чтения в 5-7 классах нет привязки ни к определенному возрасту, ни к жанру. Явное предпочтение отдается современным книгам для детей, в том числе и совсем новым, только что вышедшим. Среди авторов ‒ Энде, Кестнер, Пройслер, Нёстлингер, Штайнхёфель, Функе, Тимм, Хуб, Шубигер, Ютта Рихтер (перечисляю только тех авторов, чьи книги переводились на русский язык, на самом деле их гораздо больше).Цель этого чтения я бы сформулировала так: узнавать себя и свои проблемы в книге.
Переводная литература тоже присутствует: Линдгрен, Сашар, Парвела, ДиКамилло, Йостейн Гаардер, Колфер, Толкиен, Жюль Верн, Джек Лондон, Марк Твен, Брэдбери. Есть и «низкие» жанры вроде детектива и триллера.С 8-го класса к современной литературе понемножку добавляется классическая, с 9-го обязательно читают Гете и Шиллера, а также Гофмана, Бюхнера, Лессинга, Фонтане, Шторма, Хауптманна, Шницлера, Кафку, Брехта. Современные авторы, конечно тоже есть: Фриш, Зюскинд, Тимм, Кельманн, Шлинк, Грасс.
Сочинения
Собственно «сочинение» в нашем понимании этого слова (по литературному произведению) – это лишь часть большой работы по развитию письменной речи в разных «форматах». Цель – далеко не только ознакомиться с биографиями писателей и научить интерпретировать литературное произведение, упор делается на умение внятно и четко излагать свои мысли, вести дискуссию, убедительно отстаивать свою точку зрения. Также учат разбираться в различных видах текстов и писать некоторые из них самостоятельно. Эти умения оттачиваются на протяжении всей школьной жизни. Писать сочинения дома задают постоянно, на каждую контрольную в классе приходится два-три домашних сочинения.
Первое самостоятельное сочинение – рассказ по картинкам, потом по ключевым словам (например, «Прогулка – собака – оживленная улица – машина» или «Зима – снегопад – пробка на дороге – школа»), описание животных, людей, вещей, событий. Написать удачный рассказ помогает… мышь! Это такая схема:
На ней наглядно видно, как устроен хороший рассказ: у него краткое вступление, напряжение сюжета нарастает постепенно, затем следует кульминация и быстрая развязка.В начальной школе учатся также описывать животных, людей, вещи и события.
В гимназии изучаемые тексты усложняются год от года: письмо (частное и официальное), отчет, протокол, газетная заметка, публичная речь, доклад/презентация. Школьники читают эти тексты с карандашом и маркером в руках, исследуют литературные средства, с помощью которых они созданы, и пробуют сами написать подобное.Венец всему – аргументация: дается тема, к ней надо придумать и внятно изложить соображения «за и против», например: «Нужна ли школьная форма?», «Работа на каникулах – хорошо или плохо?», «Мобильные устройства в школе – запрещать или разрешать?».
И только в старших классах, начиная с 10-го (!), уже натренировавшись на разнообразных нехудожественных текстов, приступают к «тем самым» сочинениям по литературному произведению.Обычно школьникам дается небольшой, на 3-4 страницы, отрывок незнакомого текста (если это проза или пьеса) или стихотворение. Но насколько невелик объем предлагаемого текста, настолько серьезно задание к нему.
Обычно оно выглядит так:1. Проанализировать текст. (Это значит разобрать, как текст устроен, какими языковыми средствами пользовался автор: композиция, развитие действия, персонажи, рассказчик, символы и образы, тропы и риторические фигуры, стилистические приемы, особенности языка и т.д. Если это стихи, то требуется описать рифмы, размер, ритм.)
2. Интерпретировать текст. (То есть надо попытаться истолковать содержание, опираясь на только что сделанный анализ формы текста и учитывая эпоху, в которую он был написан.)
То же происходит и на выпускном экзамене, который длится 5 часов. На выбор дается пять тем. Три из них связаны с художественной литературой (стихотворение, драма, проза, причем произведение может быть и незнакомым), одна – с нехудожественной (например, эссе или публичная речь известного политика или писателя) и еще одна содержит задание написать речь или доклад на заданную тему самостоятельно. Вот какие темы предлагались баварским выпускникам в этом году:1. Проанализируйте и интерпретируйте стихотворение Дюрса Грюнбайна «Прозрачность в синем».
2. Проанализируйте и интерпретируйте отрывок из первого акта драмы Ф. Шиллера «Дон Карлос», где Карлос впервые разговаривает с королевой Елизаветой наедине. Сравните, как раскрывается тема неразделенной любви у Шиллера и в другом произведении по вашему выбору.3. Проанализируйте и интерпретируйте отрывок из произведения Э. Т. А. Гофмана «Пустой дом». Сравните, как раскрывается тема фантастического у Гофмана и в другом произведении по вашему выбору.
4. К столетию Первой мировой войны участники школьного семинара подготовили выставку «Поэты-экспрессионисты и война». Напишите текст доклада к открытию выставки (около 1200 слов). (Информационные материалы прилагаются.)5. Проанализируйте речь Фридриха Кристиана Делиуса на конгрессе писателей в Риме в 2005 г. о задачах литературы и искусства в современном обществе. Согласны ли вы с автором? Аргументируйте вашу позицию.
Некоторые интересные факты
Вопросы образования в Германии переданы в ведение федеральных земель. Именно «местные» министерства просвещения определяют программы для школьных предметов и требования к учащимся.
Учителя в немецких гимназиях не ведут класс «от и до», как в России, а меняются почти каждый год – как предметники, так и классные руководители.
Много учителей-мужчин. Часто один учитель ведет два предмета (например, латынь и спорт; немецкий и этика; английский и информатика).Читать книги на лето немецким школьникам не задают: летние каникулы в Германии длятся всего шесть недель.
Сочинения, как и другие контрольные работы, проверяют очень долго, несколько недель. К старшеклассникам принято обращаться на Вы.
Вера Комарова