Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Эдгар Дега "Площадь Согласия"

Дважды я была на выставках в Эрмитаже, когда выставлялась картина Эдгара Дега "Площадь Согласия". В первый раз это была выставка "Неведомые шедевры", а во второй раз картина "Площадь Согласия" выставлялась как раз в Международный день музеев,  после её реставрации, на выставке "Возрождённые шедевры" 18 мая 2012 года.

4867606_degasplaconcordeui4 (700x463, 51Kb)

Эдгар Дега "Площадь Согласия". 1875 год

("Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия")

Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург


Выставка в Эрмитаже "Неведомые шедевры" открылась 30 марта 1995 года.

Здесь  были выставлены картины,  вывезенные в конце войны из Германии, все это время хранившиеся  в запасниках Эрмитажа.  Большей частью это были картины, принадлежавшие немецким коллекционерам Отто Герстенбергу, Отто Кребсу и Бернхарду Келеру. На выставке "Неведомые шедевры" были представлены 74 работы французских художников, в том числе  неизвестные полотна Эдуара Мане, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Анри де Тулуза-Лотрека, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо. Одним из самых известных шедевров была картина "Площадь Согласия", написанная Эдгаром Дега в 1875 году.

Фонд "трофейного" искусства в Эрмитаже составляет около 800 живописных произведений и 200 скульптур из разных собраний. Кроме того, в Эрмитаже хранятся папирусы из Австрийской библиотеки в Вене, японские и китайские произведения искусства из Восточно-Азиатского музея в Берлине, коллекция Герстенберг-Шарф, в том числе шедевр Дега "Площадь Согласия", собрание коммерсанта Отто Кребса (Ван Гог, Гоген), коллекция промышленника Бернхарда Келера (Сезанн, Курбе, Ренуар).

В 1995 году Госдума приняла закон о реституции, согласно которому практически все, попавшее в советские музеи, там и останется. Таким образом, все эти картины остались в Эрмитаже, а "Площадь Согласия" была направлена на реставрацию.

Полотно было пожелтевшим и колорит его стал коричневым. Еще перед выставкой 1995-го специалисты увидели, что 6-7 см нижней кромки холста с авторской живописью на нем завернуты за подрамник. Реставраторы  смогли развернуть эту часть холста, и формат картины довольно значительно изменился.


4867606_1788661711 (541x700, 31Kb)

Главный персонаж картины - Людовик (полное имя Людовик-Наполеон) Лепик (1839-1889), художник, чье творчество впоследствии оказалось забытым. Аристократ, внук наполеоновского генерала и сын генерала- бонапартиста, он, сохранив семейные бонапартистские пристрастия, уклонился от военной карьеры, предпочтя ей искусство - живопись, скульптуру, но больше всего гравюру. В "Площади Согласия" виконт Лепик показан отцом семейства. Девочки Эйло, или Эйлау, названная так отцом в честь знаменитой битвы 1807 г. при Прейсиш- Эйлау, и Жанин, родились соответственно в 1868 и 1869 гг.

Кажется совсем не случайным, что картина известна под двумя названиями. С одной стороны, она представляет собой портрет, причем один из самых необыкновенных во всем творчестве мастера, а с другой, сцену парижской жизни, в которой пространство пейзажа играет слишком активную роль, чтобы служить только фоном.

Конечно, работа эта – столь же портрет, сколь и жанровая композиция, причем жанровая в совершенно особом, импрессионистическом понимании. Художник мало думает или вовсе не думает о сюжетном обосновании. Мотивация создания картины зрителю неизвестна. Зритель не знает, как называл свой холст сам Дега, хотя есть все основания думать, что именно "Площадь Согласия". Во всяком случае такое название закрепилось за картиной в галерее Дюран-Рюэля (на обороте, на подрамнике, имеется ярлык этой галереи с заглавием Place de la Concorde).

Впервые виконт Лепик  фигурировал вместе со своими дочерьми в цюрихском портрете (ок. 1871, Коллекция Бюрле, Цюрих).  В этой картине, где наибольший интерес Дега, кажется, привлекала Эйлау (у трехлетней девочки уже весьма осмысленный взгляд и повадки маленькой женщины), сам Лепик предстает в немного забавной роли демонстратора собственных дочерей, двух хорошеньких и ухоженных "кукол". В позе виконта действительно заключено что-то от движений кукловода.




Эдгар Дега "Виконт Лепик с дочерьми (1870)



В "Площади Согласия" все иначе. Девочки обрели самостоятельность. Вся сцена производит такое впечатление, будто ни им до отца, ни отцу до них нет никакого дела. Отец смотрит в одну сторону, а внимание девочек и собаки (русская борзая) привлекает что-то в совершенно другой стороне. "Согласия" у персонажей на полотне нет.

После реставрации картина была выставлена 18 мая 2012 года в цикле "Возрождённые шедевры".
В результате напряжённой работы картине удалось вернуть не только ее изначальный размер. Реставраторы Эрмитажа восстановили также авторский колорит картины. Для этого было решено сделать максимально тонким слой лака, из-за которого поверхность картины была слишком гладкой и глянцевой, что не соответствовало оригиналу.



Читать: Виконт гуляет в любую погоду
Выставка одной картины Дега в Эрмитаже. https://www.kommersant.ru/doc/1940371

Posts from This Journal by “искусство” Tag

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
apotapov777
May. 20th, 2015 06:40 pm (UTC)
интересная у него площадь, вся желтая. Возможно это осень, в листьях...
marfa_nikitina4
May. 20th, 2015 06:43 pm (UTC)
"Полотно было пожелтевшим и колорит его стал коричневым. Еще перед выставкой 1995-го специалисты увидели, что 6-7 см нижней кромки холста с авторской живописью на нем завернуты за подрамник. Реставраторы смогли развернуть эту часть холста, и формат картины довольно значительно изменился".
А внизу эта же картина после реставрации в других тонах.
akatov99
Sep. 9th, 2021 12:53 am (UTC)
СССР вернул дрезденскую галерею, а Россия издала закон о реституции?
Эти шедевры не в постоянной экспозиции: законец, видимо, сомнителен.
marfa_nikitina4
Sep. 9th, 2021 08:35 am (UTC)
Картины Дрезденской галереи вернули тоже в "другую страну" - ГДР. Думаю, шаг был политическим.
"Площадь Согласия" висит в Главном штабе, там сейчас импрессионисты.

"Она поступила в фонд Эрмитажа и хранилась там до тех пор, пока несколько лет назад в Главном Штабе не организовали постоянную экспозицию работ импрессионистов. У Герстенберга есть наследники, но в нашей стране принят закон о том, что трофеи нельзя вернуть в Германию — это компенсация за всё, что было вывезено из СССР в годы войны. Впрочем, никаких попыток вернуть шедевры никто из наследников не предпринимал".

"Париж в Эрмитаже" https://diletant.media/articles/45262049/
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Latest Month

March 2024
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow