marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Category:

Эдгар Дега "Площадь Согласия"

Эдгар Дега "Площадь Согласия"

Дважды я была на выставках в Эрмитаже, когда выставлялась картина Эдгара Дега "Площадь Согласия". В первый раз это была выставка "Неведомые шедевры", а во второй раз картина "Площадь Согласия" выставлялась как раз в Международный день музеев,  после её реставрации, на выставке "Возрождённые шедевры" 18 мая 2012 года.

4867606_degasplaconcordeui4 (700x463, 51Kb)

Эдгар Дега "Площадь Согласия". 1875 год

("Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия")

Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург


Выставка в Эрмитаже "Неведомые шедевры" открылась 30 марта 1995 года.

Здесь  были выставлены картины,  вывезенные в конце войны из Германии, все это время хранившиеся  в запасниках Эрмитажа.  Большей частью это были картины, принадлежавшие немецким коллекционерам Отто Герстенбергу, Отто Кребсу и Бернхарду Келеру. На выставке "Неведомые шедевры" были представлены 74 работы французских художников, в том числе  неизвестные полотна Эдуара Мане, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Анри де Тулуза-Лотрека, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо. Одним из самых известных шедевров была картина "Площадь Согласия", написанная Эдгаром Дега в 1875 году.

Фонд "трофейного" искусства в Эрмитаже составляет около 800 живописных произведений и 200 скульптур из разных собраний. Кроме того, в Эрмитаже хранятся папирусы из Австрийской библиотеки в Вене, японские и китайские произведения искусства из Восточно-Азиатского музея в Берлине, коллекция Герстенберг-Шарф, в том числе шедевр Дега "Площадь Согласия", собрание коммерсанта Отто Кребса (Ван Гог, Гоген), коллекция промышленника Бернхарда Келера (Сезанн, Курбе, Ренуар).

В 1995 году Госдума приняла закон о реституции, согласно которому практически все, попавшее в советские музеи, там и останется. Таким образом, все эти картины остались в Эрмитаже, а "Площадь Согласия" была направлена на реставрацию.

Полотно было пожелтевшим и колорит его стал коричневым. Еще перед выставкой 1995-го специалисты увидели, что 6-7 см нижней кромки холста с авторской живописью на нем завернуты за подрамник. Реставраторы  смогли развернуть эту часть холста, и формат картины довольно значительно изменился.


4867606_1788661711 (541x700, 31Kb)

Главный персонаж картины - Людовик (полное имя Людовик-Наполеон) Лепик (1839-1889), художник, чье творчество впоследствии оказалось забытым. Аристократ, внук наполеоновского генерала и сын генерала- бонапартиста, он, сохранив семейные бонапартистские пристрастия, уклонился от военной карьеры, предпочтя ей искусство - живопись, скульптуру, но больше всего гравюру. В "Площади Согласия" виконт Лепик показан отцом семейства. Девочки Эйло, или Эйлау, названная так отцом в честь знаменитой битвы 1807 г. при Прейсиш- Эйлау, и Жанин, родились соответственно в 1868 и 1869 гг.

Кажется совсем не случайным, что картина известна под двумя названиями. С одной стороны, она представляет собой портрет, причем один из самых необыкновенных во всем творчестве мастера, а с другой, сцену парижской жизни, в которой пространство пейзажа играет слишком активную роль, чтобы служить только фоном.

Конечно, работа эта – столь же портрет, сколь и жанровая композиция, причем жанровая в совершенно особом, импрессионистическом понимании. Художник мало думает или вовсе не думает о сюжетном обосновании. Мотивация создания картины зрителю неизвестна. Зритель не знает, как называл свой холст сам Дега, хотя есть все основания думать, что именно "Площадь Согласия". Во всяком случае такое название закрепилось за картиной в галерее Дюран-Рюэля (на обороте, на подрамнике, имеется ярлык этой галереи с заглавием Place de la Concorde).

Впервые виконт Лепик  фигурировал вместе со своими дочерьми в цюрихском портрете (ок. 1871, Коллекция Бюрле, Цюрих).  В этой картине, где наибольший интерес Дега, кажется, привлекала Эйлау (у трехлетней девочки уже весьма осмысленный взгляд и повадки маленькой женщины), сам Лепик предстает в немного забавной роли демонстратора собственных дочерей, двух хорошеньких и ухоженных "кукол". В позе виконта действительно заключено что-то от движений кукловода.




Эдгар Дега "Виконт Лепик с дочерьми (1870)



В "Площади Согласия" все иначе. Девочки обрели самостоятельность. Вся сцена производит такое впечатление, будто ни им до отца, ни отцу до них нет никакого дела. Отец смотрит в одну сторону, а внимание девочек и собаки (русская борзая) привлекает что-то в совершенно другой стороне. "Согласия" у персонажей на полотне нет.

После реставрации картина была выставлена 18 мая 2012 года в цикле "Возрождённые шедевры".
В результате напряжённой работы картине удалось вернуть не только ее изначальный размер. Реставраторы Эрмитажа восстановили также авторский колорит картины. Для этого было решено сделать максимально тонким слой лака, из-за которого поверхность картины была слишком гладкой и глянцевой, что не соответствовало оригиналу.



Читать: Виконт гуляет в любую погоду
Выставка одной картины Дега в Эрмитаже. https://www.kommersant.ru/doc/1940371

Tags: Франция, Эдгар Дега, Эрмитаж, искусство, художники
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • М. В. Нестеров. Портрет Е. П. Разумовой

    М. В. Нестеров "Портрет Е. П. Разумовой", 1936. Саратов, Гос. худ. музей имени А. Н. Радищева М. В. Нестеров написал много…

  • "Площадь Согласия"

    Сегодня хотелось бы в рубрике "10 картин" предложить мой давний пост (2015 года) о двух выставках одной и той же картины, на которых я…

  • Ю. И. Пименов "Новая Москва"

    Ю. Пименов "Новая Москва", 1937 год, Третьяковская галерея Участвую в челлендже #10картин осеннего марафона ЖЖ, потому что считаю,…

  • "Мир Кристины"

    "Мир Кристины" "Мир Кристины" (1948, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Сколько раз я видела эту картину по…

  • Однажды весной...

    В новом Мариинском театре Новое здание Мариинского театра на углу ул. Декабристов и Набережной Крюкова канала Я помню, как много споров…

  • Новый год и Эрмитаж (2)

    Таки съездила я сегодня, чтобы посмотреть ёлочку во дворе Эрмитажа, а заодно и на "чудовище" "Эрмитажный Будда", выставленное…

  • История любви и женщины художника Франсиско Гойя (1746-1828)

    История любви и женщины художника Франсиско Гойя (1746-1828) Цитата сообщения ovenca Не один десяток биографов, историков, искусствоведов и…

  • Рене Магритт в Эрмитаже

    "Магритт" Готовый букет, 1957 Впервые в России в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, в августе 1998 года открылась выставка работ…

  • Любимые эрмитажные экспонаты Михаила Пиотровского

    В издательстве «Арка» вышла книга «Выбор директора. Эрмитаж» — первый российский выпуск международного проекта…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments