marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Categories:

"Неделя объедения"


Неделя объедения


Крашеными яйцами, куличом, пасхой и кагором пасхальный стол никогда не ограничивается. Он традиционно был богат и разнообразен.

Кроме дрожжевых куличей, издавна готовят их и из песочного теста — это так называемые "бабы". Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Бога в жизни человека, заботу о всяком человеческом существе.

Русский кулич, по традиции, должен иметь цилиндрическую форму — чем выше он получится, тем больше счастья будет в жизни. Если кулич не удавался — вытекало из формы или не поднималось тесто, выпечка разламывалась или появлялись какие-то другие дефекты, то хозяйки воспринимали это как предупреждение о болезнях и семейных проблемах. Поэтому к выпеканию кулича относились с большим вниманием — выбирали самые свежие продукты, берегли тесто от сквозняков и всячески его утепляли. Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи.
Еще одним символом Пасхи является творожная пасха. Форма пасхи — усеченная пирамида — символизирует Гроб Господень, и в то же время пасха является символом преображения (творог — это как бы преображенное молоко). Также творожная пасха символизирует пасхальное веселье, сладость райской жизни, блаженной вечности — но не ежедневного блаженства. На творожной пасхе, как правило, изображены буквы "ХВ" ("Христос Воскресе!"), крест, проросшие зерна, ростки и цветы, голуби и агнец.

Традиционным ритуальным пасхальным напитком является кагор — виноградное вино насыщенного красного цвета, символ крови Христа. В России это, как правило, сладкое крепленое вино из винограда сортов Саперави, Каберне, Матраса, Кахет, Морастель. Для повышения крепости используют чистый виноградный спирт, а для увеличения сахаристости — сгущенный виноградный сок. Впрочем, традиционно пасхальный стол был богат и разнообразен. Предпочтение отдавалось старорусской кухне, крепким наливкам и настойкам.

У Светлого воскресенья было еще имя "обжорка", потому что по окончании поста на столе появлялись все "запрещенные" продукты — мясо, курица, яйца, молоко, творог, масло, сливки. Одна из русских кулинарных книг XIX века приводит такой пример меню стола на Святое Христово Воскресение: "Яйца крашеные, пасха, кулич, ветчина копченая или вареная, колбаса разная, говядина по-охотничьи, по-любительски, жареные телячьи ноги, заливное из дичи, поросенок жареный, индейки фаршированные, гусь с яблоками, желе "куриное гнездо", торт "барашек" из сливочного масла, баба заварная и тюлевая, мазурки польские, разные водки, наливки и вина". Готовили также мясные рулеты, паштеты, творожники (запеканки, пудинги и другие изделия из творога), блины, пироги, медовые пряники и другие мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, животных, птиц.

В начале XX века петербургские газеты писали: "Святая неделя по справедливости может считаться неделей объедения". Традиционными блюдами как в домах, так и в заведениях общественного питания, были куличи, пасха, ромовые бабы, крашеные яйца, окорок, ветчина, жареная индейка со свежим салатом и редиской. В Пасху 1909 года на рынках Петербурга было продано 600 тыс. куличей и пасх, до 50 тыс. ромовых баб, 13 тыс. окороков, 30 тыс. индеек и 10 млн яиц. "Полностью разговеться" можно было в Петербургской паштетной на Литейном проспекте за 30 рублей. В эту цену входило "10 предметов на 10 персон": окорок ветчины, блюда шо-фруа из дичи, жареная индейка, фаршированная пулярка, заливное из поросенка, кулич, баба, пасха сливочная, "барашек" из масла, 30 куриных яиц и четверговая соль.

Трапеза в доме исторически проходила в строгой последовательности: старейший в семье очищал одно из освященных яиц, разрезал его на столько частей, сколько членов семьи было за столом. Все съедали свои кусочки с освященной солью. Потом ели сыр или творог со сметаной, затем кулич и, наконец, приступали к мясным блюдам. Запеченные и жареные окорока; телятина, баранье рагу и целый барашек; заливные, студни и холодцы; жаркое; утка с медом; паштеты и рулеты — были обязательны. Даже каши делали и с мясом, и сладкие, непременно подавали мясо с грибами и овощами. Сладкому (даже в первых блюдах) уделялось особое внимание. Помимо обязательных куличей и творожных пасок, пеклись булочки, медовые пряники в виде птиц и зверей, варились кисели с медовухой.

Сегодня к пасхальному столу можно подавать любые блюда, он не имеет ограничений в использовании продуктов, но в прошлом в этот день не принято было подавать горячее и готовить рыбу. Пасхальный стол накрывался на целый день, и все, кто заходил в дом, могли подойти и пробовать угощение даже без приглашения хозяев. Не исключено, что для пасхального стола не готовились горячие блюда именно для того, чтобы хозяйка имела возможность праздновать вместе со всеми, а не обслуживать гостей. Всех, кто зашел в дом, приглашали к столу, угощали, привечали нищих, убогих и больных. Остатки трапезы, особенно освященные в церкви яйца и пироги, закапывали в поле, а одно яйцо даже сохраняли до начала сева и брали с собой, чтобы урожай был богатым.

Вера Кочеткова (по материалам открытых источников)

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1624307

Tags: Пасха
Subscribe

  • Мемориальный музей Потсдамской конференции

    Потсдам, Цецилиенхоф Перед дворцом Цецилиенхоф в Потсдаме (и я здесь) Во время учёбы на курсах в Берлине для нас была организована обзорная…

  • Жена

    Маргот Хонеккер (1927 - 2016) Послесловие к посту "Стена". История одного предательства. Сначала заметка из "Комсомольской…

  • Стена

    Берлин. Институт имени Гёте. Курсы по страноведению Германии. Наш преподаватель Карстен Смотрела вчера по "России-1" фильм Андрея…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments