marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Category:

100 лет "чёрному квадрату" Казимира Малевича


В 2015 году исполняется  100 лет "Чёрному квадрату" К. Малевича



Казимир Малевич, автопортрет

Казимир Малевич "Автопортрет"


В 2015 году исполняется 100 лет "Чёрному квадрату" К. Малевича.

В настоящее время в России находятся четыре "Чёрных квадрата“: в Москве и Санкт-Петербурге ровно по два "Квадрата“: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже.

Одно из полотен принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который  приобрел его у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж. Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй - в Русском музее в Петербурге.

Первый "Черный супрематический квадрат" датирован 1915 годом, ныне он находится в Третьяковской галерее.

Второй "Черный квадрат" Малевич нарисовал в 1923 году специально для Русского музея. Третий – в 1929 году. Он тоже находится в Третьяковке. Третий - авторская копия первого квадрата, был сделан к персональной выставке К. Малевича в Третьяковской галерее в 1929 году. Из-за плохого состояния первого полотна Малевича попросили о повторении "Квадрата". Малевич возражал, но всё же решил сделать для Третьяковки ещё один экземпляр.

И четвертый – в 1930 году.  Доставшаяся Эрмитажу картина - это четвертый по счету "Черный квадрат" Малевича. После выставки 32 - 33-х годов "Художники РСФСР за 13 лет" предполагалось, что он хранился дома у Малевича. А потом картина "всплыла" на распродаже "Инкомбанка", который в свое время купил картину у некоего "частного лица".

Первый (самый, конечно, знаменитый) - был выполнен Малевичем в 1915  году и впервые показан в Петрограде на выставке "О,10" (нуль - десять). Сегодня эта картина в плохом состоянии, она перегружена, то есть, написана поверх другой композиции. Кроме того, она не покрыта верхним (защитным) слоем лака. В результате этого почти сразу же на "Чёрном квадрате" появились кракелюры - трещины красочного слоя. И хотя реставраторы периодически укрепляют красочный слой и сам холст, ничего с этими кракелюрами поделать уже нельзя, они расширяются. Очень может быть, что лет через пятьдесят главный "Черный квадрат" вообще погибнет.



Казимир Малевич, Чёрный супрематический квадрат


"Чёрный квадрат"


Самарский чёрный квадрат" ("Инкомбанк"), приобретённый В. Потаниным и переданный  Эрмитажу

Четвёртый вариант стал известен значительно позднее, в 1993 году.

По договорённости с правительством России,"Чёрный квадрат" Инкомбанка  был снят с открытых торгов и был приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США, а затем был передан им на хранение в Эрмитаж.

20 июня 2002 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка, на которой представлена картина кисти Казимира Малевича "Черный квадрат".

"Черный квадрат" до недавнего времени принадлежал собранию "Инкомбанка".  По словам М. Пиотровского, после смерти Казимира Малевича это полотно в числе других произведений мастера унаследовала его вдова. В 1991 году, после ее смерти, коллекция перешла к ее племяннице, которая вскоре продала все шедевры "Инкомбанку". После банкротства "Инкомбанка" собрание произведений искусства было отправлено на художественную экспертизу в Эрмитаж. Часть шедевров, среди них и "Черный квадрат" Малевича, были рекомендованы для проведения технической экспертизы. Весной 2002 года специалисты отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа провели полное исследование работы: изучили все материалы картины - холст, грунт и краски -  и доказали подлинность картины. Было проведено полное исследование работы: специалисты изучили все материалы картины - холст, грунт и краски. Также сделана экспертиза надписи на обратной стороне полотна - "Супрематизм. Черный квадрат номер 2. 1913 год. К. Малевич".

Последний квадрат, несмотря на авторскую надпись на обороте "1913 г", обычно датируют рубежом 1920-1930-х гг., поскольку нет никаких следов его более раннего существования. Он оказался одной из немногих картин Малевича, которые после его смерти не были переданы наследниками художника в Русский музей и оставались в семье. После смерти вдовы художника, Натальи Андреевны Манченко, в 1991 г., последняя версия "Черного квадрата" вместе с "Автопортретом" и "Портретом жены" Малевича перешли к ее родственникам, а затем были проданы ими в коллекцию Инкомбанка.



К. Малевич "Автопортрет" и "Портрет жены"



Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа: "Теперь в Эрмитаже находится 4 из 10 самых главных шедевров XX века: "Композиция номер шесть" Кандинского, "Музыка" Матисса, "Черный квадрат" Малевича и "Три грации" Пикассо".

Один из "Чёрных квадратов" (поздняя версия) я видела на выставке "Москва - Берлин" в 1995 году в Берлине. Вот буклет  этой выставки:


4867606_Moskva__Berlin_006 (343x700, 183Kb)

Там был и "Чёрный квадрат", но в позднейшей версии.

В экспозиции выставки присутствовали произведения советских и российских мастеров с 1900 по 1950 год. С российской стороны были произведения К. Малевича, Владимира и Давида Бурлюков, Алексея Явленского, Марка Шагала, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и др. С немецкой стороны - произведения немецких экспрессионистов Э. Л. Кирхнера, Эриха Хекеля, Франца Марка, Карла Шмитт-Ротлуффа и др. Причём многое было так похоже!

Второй "Чёрный квадрат"  я видела на открытии выставки в Эрмитаже, когда В. Потанин передавал свой дар Эрмитажу. Было невероятное скопление желающих посмотреть на картину и на процесс дарения!



http://cdn.static1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/xw/689/797.jpg

Владимир Потанин



http://www.itogi.ru/7-days/img/874/I-10-DELO-zelk-f29_640.jpg

М. Б. Пиотровский и В. Потанин


В торжественной церемонии приняли участие тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Фонда Соломона Гугенхайма Томас Кренс, председатель Попечительного совета Фонда Соломона Гугенхайма Питер Льюис и президент Холдинговой компании "Интеррос" Владимир Потанин. Во время церемонии открытия выставки В. Потанину была вручена грамота за "большой вклад в развитие культуры".

Tags: Казимир Малевич, Михаил Пиотровский, Эрмитаж, выставки, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments