marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

В. Зисман "Путеводитель по оркестру и его задворкам"



Только что прочитала по рекомендации книгу В. Зисмана "Путеводитель по оркестру и его задворкам". Можно сказать, что я никаким боком не отношусь к музыкантам (только слушаю музыку),  но читала эту книгу с огромнейшим удовольствием, иногда смеялась до слёз, так красочно и с юмором  автор описывает музыкантов, музыкальные инструменты, жизнь оркестра во время концертов, звукозаписи, гастролей и вне их, роль дирижёра и исполнителей, о том, как стать музыкантом. Пересказать с таким же успехом, как у автора, сложно, поэтому я просто советую: почитайте эту книгу, не пожалеете!


Автор рожкист. Вот цитаты из книги:

"О чем думает рожкист во время соло"


В произведениях нормальных композиторов, а таких среди классиков большинство, рожок не используется в качестве шумового инструмента и задействован только тогда, когда это действительно необходимо. Что означает, что рожкист довольно много времени примитивно и вульгарно бездельничает.

Технический прогресс в виде электронной книги и Интернета позволяет как-то скоротать время на репетиции или записи. Но вот когда исполняешь соло, время идет совершенно по-другому. В фоном режиме происходят наработанные годами процессы, которые принято называть музыкальностью. А на сознательном уровне идет миллисекундный просчет ситуации. Примерно так. За минуту до начала – нет ли воды под клапанами.

Секунд за десять – все ли клапана работают в штатном режиме.

За восемь – еще раз лизнуть трость и проверить, хорошо ли она держится на эсе.

За пару тактов, если возможно, тихонько издать пару звуков, незаметно для окружающих.

За полтакта взять дыхание и за мгновение – начать его выпускать, тогда начало звука получается мягче.

Не зажимать первую ноту, сыграть ее чуть погромче – потом приберу, вторую и третью держать на одном уровне, нет, третью чуть прибрать, но не завалить, третья должна возникнуть сразу после последней ноты в триоли виолончели. Следующий «ре-бемоль» чуть пониже, чем хочется, и потише: он сам вылезет – первая доля, следующие восьмушки – каждую мягко нажимая и отпуская, последующую чуть громче предыдущей, «фа» активней, потому что она тембрально провалится (из-за особенностей конструкции), «ре-бемоль» минимально, но чтобы следующее «до» могло быть еще тише и не пропало, при этом дать ему дозвучать...

Это грубая стенограмма мыслей в первых полутора тактах соло рожка в «Риголетто». Не считая проблем синхронизации с певцом, виолончелистом и дирижером.

После соло вытягиваем ноги, ставим рожок на подставку, зеваем, закрываем глаза, уходим в спящий режим.

* * *

Ударники

Такая немного странная компания, замкнутая на себя, со своими отдельными интересами и, похоже, даже несколько отстраненным взглядом на происходящее. В оркестре они всегда на обочине цивилизации.

Ударники постоянно заняты в своем большом хозяйстве: что-то двигают, настраивают и, такое ощущение, всегда демонстрируют друг другу нотные листочки, выясняя, кто партию чего будет играть. Потому что они играют не только на нескольких инструментах одновременно, но иногда и на большем количестве инструментов, чем это возможно. Это обычно происходит или от ошибки инспектора оркестра, или из-за экономии заказчика.

Вот мы смотрим на оркестр из зала. Видно, что на сцене собрались культурные и профессиональные люди. Вот у самого края сцены интеллигенция на скрипочках играет, виолончели с контрабасами тоже серьезным делом заняты. Духовики дуют — ну что рожи у медных такие, так их не за красоту любят. Но вот чем заняты ударники, сколько их там, человек пять, что ли? Ну литаврист ладно — у него целых четыре литавры, чтобы выбрать нужную, пожалуй, образование может и пригодиться. А вот этот, с бубном, — тут большого ума не надо — позвенеть-то. Или один раз за весь концерт стукнуть колотушкой по большому барабану в арии Рудольфа из «Богемы». Захочешь — не промахнешься!

Вот этот витающий в воздухе и сидящий на кончике языка вопрос я и задал ударнику: «А чему вас всех учили пять лет в консерватории?» Он глубоко задумался и ответил: «Да тому же, чему и тебя». Тут я тоже задумался. Нет, когда они играют четырьмя палочками на вибрафоне — это, конечно, внушает. Но маленькой железной палочкой по треугольнику уж как-нибудь…

Косвенный ответ на этот вопрос я получил, когда мне довелось в Светлановском зале Дома музыки на генеральной репетиции в Славянском танце Дворжака поиграть на большом барабане и треугольнике. За эти три минуты я просто взмок. После удара барабан надо глушить, а тут уже на вторую долю треугольник, а рук только две… В общем, когда я вывалил все свои претензии подоспевшему на концерт ударнику, он мне показал, как это делают люди с образованием. Все не так просто.

* * *

Рекомендую! Не пожалеете!

Tags: "Путеводитель по оркестру и его задворка, В. Зисман, что читать
Subscribe

Posts from This Journal “что читать” Tag

  • Е. Р. Воронцова-Дашкова

    Совсем недавно я писала о Воронцовском сквере, который (тогда парк и искусственные пруды) окружал усадьбу Р. И. Воронцова, отца Екатерины Воронцовой,…

  • В. Катаев "Разное" (очень короткая рецензия)

    В. П. Катаев (1897 - 1986) Прочитала "Разное" Валентина Катаева. Привлекли в оглавлении пункты "Литературные заметки",…

  • На недельку в Комарово...

    Кто не знает песню про Комарово, которую исполнил когда-то Игорь Скляр? А на другой стороне, где-то там, Комарово И у меня есть история,…

  • "Рыбный год"

    TEXT.RAR ББК 28.89 Дементьев В.В. Свет малой родины. Отчина и дедина / Вадим Дементьев. — М.: Вече, 2008. — 528 с: ил. Издано…

  • Франсуаза Саган об Аве Гарднер

    Держу в руках маленькую книгу Франсуазы Саган "Через месяц, через год", изданную в Москве в 2000 году. Я давно уже прочитала её,…

  • Что такое Power Dressing?

    Татьяна Мальцева о деловом или повседневном стиле Ангелы Меркель, которая предпочитает одеваться по канонам power dressing, а именно — в…

  • "Иметь или быть?"

    Эрих Фромм (1900 - 1980) В конце семидеятых - начале восьмидесятых годов прошлого века в десятке самых популярных бестселлеров Европы значилась…

  • "Опавшие листья"

    "Опавшие листья" В. В. Розанов (1856 - 1919) Сегодня несколько слов о книге В. В. Розанова "Опавшие листья".…

  • Имя в истории - Н. Б. Долгорукая (Шереметева)

    Держу в руках маленькую, прекрасно оформленную книжечку под названием "Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой",…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments