Искусство, мода и время

.
А. Н. Самохвалов "Девушка в футболке", 1932. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
.
Мода основательно (не кардинально) всё же меняется даже за такое непродолжительное время. Каждое 10-20-летие имеет свои яркие детали одежды, которые характерны именно для этого времени. Вот смотришь иногда незнакомый фильм (неважно, советский или американский) и понимаешь, вот это носили в такие-то годы, это в другие, а вот такое было и у меня самой. А уж живопись в деталях запечатлевает моду как ни один другой вид искусства.
Захотелось побольше узнать о портрете А. Самохвалова "Девушка в футболке" (1932 год). Кто эта девушка? Уже по футболке с широкими чёрно-белыми полосами можно с уверенностью сказать, что это 30-е годы прошлого столетия, период индустриализации нашей страны. Именно для этого времени были характерны такие футболки, и непременно со шнуровкой у ворота. А ещё стрижка. Короткая и каре. И голова не покрыта платочком, что было характерно для работниц, героинь индустриализации.
Оказалось,что у героини картины был реальный прототип. По словам А. Н. Самохвалова, девушка в футболке - это действительно существовавшая девушка - Евгения Петровна Адамова (1907—1977).
"Была женой партийного работника, впоследствии героически погибшего на подводной лодке во время Великой Отечественной войны. Сама — учительница средней школы. Во время войны участвовала в партизанском движении на Украине. Личность необыкновенно яркая".
Индустриализация страны была народным подвигом. Это были трудные, голодные годы.
Но подвиг есть подвиг, и память о нем живет, поскольку о нем были созданы романы ("Время, вперед!" Валентина Катаева, "Гидроцентраль" Мариетты Шагинян, "День второй" Ильи Эренбурга), поэма "Трагедийная ночь" Александра Безыменского, картины ("Рабфак идет" Бориса Иогансона, "Кузнецкстрой. Домна № 1" Петра Котова) и многие другие знаменитые произведения.
А вспомните, чуть раньше была эпоха НЭПа. И тогда одевались совсем не так, как в 30-е годы, и причёски были другие. А разница во времени каких-то десять лет. "Двенадцать стульев" И. Ильфа и Е. Петрова рисуют для читателя образ девушки той эпохи: это Эллочка-людоедка. Предметом её гордости была горжетка из меха сомнительного качества, который она выдавала за мексиканского тушкана.
Это прабабушки нынешних школьников и школьниц, и среди них были выдающиеся личности, портреты которых красовались на обложках иллюстрированных журналов. Самохвалов удачно подчеркнул спортивный характер своей современницы – комсомолки, дружившей с солнцем, ветром и водой.
Композиционная четкость, ритмичность линий, подчеркнутая чередованием белых и черных полос футболки, создают ощущение спокойствия, силы, пластической красоты. В сдержанной цветовой гамме, мягко моделируя форму, художник пишет лицо и руки девушки. Лицо ее, безусловно, индивидуально портретно: широкое, несколько скуластое, с характерно очерченным ртом, с открытым, прямым взглядом живых и умных глаз. Перед нами волевой, сильный духом человек.Художник любуется здесь красотой молодости и энергии, цельностью человеческого характера. Он заставляет всем этим любоваться и нас.
В этом и заключается непреходящая ценность художественного произведения, которое не только "документ эпохи", имеющий "исторический" интерес. Подлинное произведение искусства создает общезначимые человеческие ценности — они не исчезают вместе с эпохой, их породившей, а вызывают чувство восхищения и у последующих поколений.