Коровин Константин Алексеевич (1861-1939) "Веранда"
Первоначально об этом сообщило агентство France-Presse (AFP). Причём оценочная стоимость лота составляла €50 тыс. - 80 тыс., однако в итоге картина была продана почти в десять раз дороже. Говорилось, что полотно выкупил российский коллекционер, пожелавший остаться неизвестным.
По словам эксперта аукциона Ивана Бирра, полотно стало для искусствоведов "подлинной находкой французской провинции". Речь шла об одной из последних картин Константина Алексеевича Коровина, написанных в Крыму до его эмиграции в Париж в 1923 году.
Чем примечательна "Веранда"?
А тем, что она завершает цикл импрессионистских полотен, начатый Коровиным в 1910-х годах в крымском Гурзуфе.
На полотне запечатлены фигуры двух человек, сидящих на веранде дачного дома, залитой летним солнечным светом. На столе самовар и чайные приборы (это я так вижу, потому что трудно различить, что там стоит на столе на самом деле. Но я вижу самовар). Дама в белом платье (одежда, характерная для женщин-дачниц того времени) беседует с мужчиной. Веранда увита, видимо, виноградом, но солнце всё же проникает на неё. Создаётся впечатлениё жаркого южного дня. Обстановка и фигуры написаны крупными мазками, что характерно для данного стиля, от которого автор тем не менее позже отошёл.
С 1925 года работа К. Коровина хранилась в частных собраниях во Франции. "Это одна из последних больших работ Коровина, созданных в России. На ней запечатлена Россия мечты, которая выживает через искусство, несмотря на все потрясения истории", - отметил Бирр.
Константин Алексеевич Коровин
Константин Коровин (1861-1939) - один из выдающихся русских живописцев рубежа XIX и XX веков. Значительную часть его творчества составляют пейзажи и натюрморты, многие из его работ хранятся в Русском музее. Кроме того, с начала 1900-х годов он также активно работал в театре, создавая эскизы для костюмов и декорации к спектаклям. Еще живя в России, Коровин часто посещал Париж и испытал сильное влияние французских импрессионистов, особенно проявившееся в его городских пейзажах.
Его картина "Веранда" исполнена как раз в стиле импрессионизма.
Он родился в Москве в 1861 году. Выходец из старообрядческой семьи с дворянскими корнями. После смерти деда семья разоряется и переезжает в подмосковное село Большие Мытищи. К. Коровин рос в творческой атмосфере: его мать играла на арфе, увлекалась акварелями, хорошо разбиралась в литературе. Все это впитал в себя будущий художник . К. Коровин начал свой творческий путь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступил вслед за своим старшим братом в 1875 году. С 1882 года преподавателем Константина Коровина становится В. Д. Поленов, который придавал серьезное значение вопросам художественной формы.
Известность молодому художнику принес “Портрет хористки” (1883), написанный на пленэре. Лицо женщины, ее платье, шляпка залиты мягким рассеянным светом; по ним скользят отсветы, падающие от зелени деревьев. Широкая, свободная живопись, сияющие краски — все это сделало портрет большим достижением русской живописи. Любимый ученик Поленова, Коровин не находил одобрения у официального руководства училища: его “Портрет хористки” был снят с выставки Московского общества любителей художеств, но уже в 1888 году там же его пейзажные работы были отмечены премией. В 1886 году Константин Коровин заканчивает училище со званием неклассного художника.
Он много работал, путешествовал, и результаты путешествий оформлял в своих картинах. С 1890-х гг. К. Коровин творчески воспринял достижения французского импрессионизма, и в 1900 — 1910-х гг. он окончательно перешел от тональной живописи к согласованной гармонии цветовых созвучий (“Москворецкий мост”, 1914).
В годы Первой мировой войны Коровин работал в штабе русской армии консультантом по маскировке, а также создавал агитационные плакаты. После революции художник занялся вопросами защиты памятников искусства и преподавал в училищах. В 1923 году по совету наркома просвещения Анатолия Луначарского Коровин выехал за границу и поселился во Франции, где оставался до своей смерти. Похоронен живописец на русском кладбище в парижском пригороде Сент- Женевьев-де-Буа.
Полотна Константина Коровина выставлены в лучших музеях – в Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В.Д.Поленова, в Лувре.
Константин Коровин заслуженно считается одним из самых лучших импрессионистов в мире. Не зря в свое время он был удостоен ордена Почетного Легиона во Франции – родине импрессионизма.
О доме К. Коровина в Крыму
На берегу Гурзуфского залива, в тени кипарисовых деревьев и плетистых роз находится уютный двухэтажный особняк – дом и памятник Коровину в Гурзуфе, с романтическим названием дача «Саламбо». Он был построен в 1910 году знаменитым русским художником – Константином Коровиным и является одним из наиболее известных исторических и культурных памятников на курорте.
Сюда в гости к художнику приезжали Ф.И. Шаляпин, А.И. Куприн, И.Е. Репин, А.М. Горький, Р.И. Суриков и многие другие представители творческой элиты того времени: знаменитые писатели, живописцы, музыканты.
Именно в период пребывания в этом доме, с видами на бухту Чехова, эффектную набережную и гурзуфскую пристань, крупнейшим русским импрессионистом были созданы сюжеты многих его картин, впоследствии снискавших мировую славу.
Дом и памятник К. Коровину в Гурзуфе (Из журнала С. Доли)
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939) "За чайным столом"
Дачная жизнь у Поленова протекала бурно и многолюдно – гостеприимный хозяин с радостью встречал друзей, собратьев и учеников. Здесь гостили Нестеров, Серов, Остроухов и многие другие выдающиеся личности этой эпохи. Все эти гости и стали героями "жуковских" картин Коровина.
В картине "За чайным столом" живописец изобразил Елену Поленову (она сидит спиной к зрителю), Наталью Поленову (сидит лицом к зрителю), её сестру, молодую художницу Марию Якунчикову и друга семьи Вячеслава Зиберова.
С первого взгляда бросается в глаза, чисто импрессионистское построение композиции – эффект случайного кадра, изобретённый ещё французскими сотоварищами. Герои будто случайно были запечатлены на полотне – позы их расслаблены и каждый занят своим делом.
Центр композиции был заведомо перемещён влево, а как бы обрезанный край с той же левой стороны будто разыгрывает перед нами целую историю. Сидел, мол, художник за столом, встал и запечатлел эту сцену – вон и пустой стул чуть отодвинут, будто Коровин вот только что встал. (Из открытых источников)