
Сизьма (Фотография Ильи Шереметьева)
Поскольку я подписалась написать о 10 музеях, то мне осталось "поведать" о двух музеях, чтобы выполнить "норму". Ранее я написала тексты о больших, даже всемирно известных музеях (Эрмитаж, Пенаты, Немецкий музей, музей мадам Тюссо и др.), то мне хотелось бы написать о маленьких, но также важных музеях, которые известны небольшому количеству лиц, но которые в то же время выполняют свою роль - сохранить и донести до современников те факты из истории России, о чём они не знали, забыли или не подозревали, но что когда-то было важной частью крестьянского быта.
Речь пойдёт о Музее крестьянского быта в Сизьме Вологодской области.
В селе есть уникальный музей быта русских крестьян. В нем можно познакомиться с тем, как выращивали лен и ткали ткани, как варили домашнее пиво, как изготавливали многие крестьянские орудия труда и т. д. В музее имеется богатая коллекция старинной мебели, гончарных, бондарных и кожевенных предметов, в том числе и коллекция домотканной одежды, скатертей и полотенец из льна.

В музее льна села Сизьма (Из Интернета)
Особенно интересна уникальная коллекция старинных полотенец. О названиях и предназначении многих из них посетитель ранее мало что знал. А тогда в крестьянском быте всё было чётко регламентировано, об этом писал и Василий Белов в своей книге "Лад".


Парты. Фотография О. Малютиной

Сиземские полотенца (Фотография из Интернета)
Вот что можно узнать о полотенцах:
В старину практически на каждое важное событие в жизни человека приходилось особое полотенце, имеющее собственное название и предназначение. И рождавшегося младенца принимали на полотенце, и гроб в могилу тоже опускали на полотенцах. А свадебным взрушником во время свадьбы крепко связывали руки молодых, чтоб сидели они как можно ближе друг к другу. Делалось это для того, чтобы люди всю жизнь прожили вместе и никогда не разлучались. А вот утиральники и рукотерники имели более утилитарное предназначение – первыми вытирали лицо, а вторыми – руки.
В музее можно увидеть:
Праздничные наспичники. Раньше в деревенских избах стены не оклеивали, полы не красили. Чтобы на праздник как-то придать избе праздничный вид, хозяева украшали её с помощью красивых расшитых белых полотенец. Например, на одном из старинных сиземских полотенец вышиты листья конопли. А вешали эти наспичники на спицы – деревянные стержни-гвозди, вколоченные в верхней части стен.
Иконный плат. Таким полотенцем покрывали, украшали икону, стоявшую на божнице в красном углу.
Полотенца-набойки. Набойка от вышивки отличается тем, что рисунок не вышивался, а набивался с помощью набивных досок – специальных деревянных дощечек (примерно 20 на 20 см), которые назывались манеры. На них вырезался незатейливый манерный рисунок-узор, например, “дороги” (полосы), “цветок”, петушки и др. Доски-манеры заливали несмываемой краской и накладывали на холст. Получался несмываемый манерный узор-набойка. На одном из старинных сиземских полотенец-набоек сделана надпись: "Каго люблю. Таму дарю. Люби миня. Как я тибя".
Зажнивное полотенце. Когда заканчивалась уборка зерновых, последний сноп приносили с поля в дом. Его ставили в красный угол, обвязывали таким полотенцем, чтобы год для семьи прошел благополучно и сытно. На полотенце были вышиты колосья, поднимающиеся вверх.
Поминальное полотенце. Когда приходили с похорон с кладбища, гостям предлагали помыть руки и вытереть таким полотенцем. Изображались кресты с павами; кони, возносящие душу человека на небеса.
Встречальное полотенце. Это полотенце, на которое ставили хлеб-соль (каравай) и встречали дорогих гостей.
Плакальное полотенце. Когда выдавали замуж, девушка перед свадьбой плакала, прощалась с подругами, и на этот случай было вышито специальное полотенце.
Свадебный утиральник. Когда девушка уже была сосватана, устраивался свадебный пир, на котором девушка прощалась со своими родителями, собираясь уходить в чужой дом, и плакала в такое полотенце.
Сидельное полотенце. Во время свадебного пира все сидели на скамейках, и никогда молодых не садились на голую скамейку. Обычно на скамейке была шуба густым мехом кверху, а поверх меха шубы стелили такое полотенце.
Свадебный взголовник. Это полотенце во время свадебного пира служило своеобразным оберегом для молодых. За свадебным столом в красном углу над головами жениха и невесты висело такое полотенце – оберег от дурного глаза.
Подножное полотенце. Когда молодые шли в церковь венчаться,под ногами у них было такое полотенце, на котором было изображено древо жизни как намек на продолжение рода человеческого.
Дружкин плат. Сейчас в свадьбе участвуют тамада и свидетель, а раньше был дружка. Приезжая в дом за невестой, чтобы увезти её на свадьбу, он первым делом нахваливал жениха и его друзей. Чтобы отличить, дружку обвязывали очень длинным полотенцем. Оно перебрасывалось через плечо, а завязанные концы его могли даже волочиться по земле. На старинном сиземском полотенце вышиты лебеди.
Братынное полотенце. На него во время пира ставили заздравную чашу-братыню (братину), из которой всех угощали. Обходя гостей, пели: "Чарочка маленькая серебряная, на золотом блюдце поставленная. Кому чару пить, тому здраву быть. Свет, Николаю Алексеевичу. Чару выпивай, нас не забывай. То не лес, не трава к земле клонится. На здоровьице". Так пели каждому, чтобы каждый отпивал.
Свадебный взрушник. Когда шла свадьба, руки молодых крепко связывали таким полотенцем, чтоб сидели они как можно ближе, плотнее друг к другу. Делалось это с тем смыслом, чтобы люди всю жизнь прожили вместе и никогда не разлучались.
Величальное полотенце. На этом полотенце встречали (величали) дорогих гостей, держали величальную чашу. На одном из старинных сиземских полотенец вышит двуглавый орел.
Утиральное полотенце (утиральник). Им вытирали (утирали) лицо.
Рукотерники (рукотерки). Ими вытирали руки. По виду и украшению рукотерник намного проще утиральника.
Христовские скатерти. Такие скатерти хозяйка доставала из сундука и стелила на столы только на Пасху. В другое время она их никогда не доставала.
Я о такой градации не знала. Теперь знаю!