marfa_nikitina4 (marfa_nikitina4) wrote,
marfa_nikitina4
marfa_nikitina4

Category:

М. В. Нестеров. Портрет Е. П. Разумовой


https://artchive.ru/res/media/img/ox800/work/ea3/467225.jpg


М. В. Нестеров "Портрет Е. П. Разумовой", 1936. Саратов, Гос. худ. музей имени А. Н. Радищева


М. В. Нестеров написал много великолепных и очень известных портретов, но меня заинтересовал именно портрет Е. П. Разумовой. Серьёзное умное лицо, чёрные (на портрете) глаза, что-то трагичное в позе, но всё это привлекло внимание к портрету.  Оказалось, что Е. П. Разумова  была лечащим врачом М. В. Нестерова.


Родным городом Елены Павловны является Саратов. Высшее медицинское образование она получила в Москве. В течение своей долголетней практики она лечила К.И.Чуковского и О.Э.Мандельштама, А.Ф.Иоффе и Г.Г.Нейгауза, В.И.Мухину и П.Д.Корина. Елена Павловна могла не только прекрасно исцелять телесные недуги, но также умело она могла врачевать и души своих пациентов. Для многих, в том числе и для М. В. Нестерова, она стала истинным другом. Ее ценили и как замечательного специалиста, и как любителя искусств, и просто как отзывчивого человека, к которому всегда можно было прийти за советом и помощью.

Познакомились Елена Павловна и Михаил Васильевич в 1926 году. Ему понадобилась консультация знающего врача-специалиста, так как резко ухудшилось здоровье. Елена Павловна пришла к нему домой. " Нестеров, привыкший доверять первому впечатлению о человеке, с удовлетворением отметил для себя, что доктор весьма миловидна, улыбается по-доброму и вообще располагает к откровенности. На вид ей было не более сорока, стройная фигура, нетороплива в движениях, лицо простое и открытое, слегка вьющиеся каштановые волосы собраны на затылке пучком, серо-карие глаза смотрят внимательно и дружелюбно". (А. Поздняев)

Первая встреча врача и пациента продолжалсь около двух часов. О болезни почти не говорили. Елена Павловна придерживалась принципа "лечить прежде больного, а уж потом его болезнь". Она расспрашивала художника о его работе, ближайших планах, но, прощаясь, Елена Павловна до мелочей оговорила режим, необходимый художнику для поправки, назначила ему лекарства, которых прежде он не принимал. Елена Павловна стала домашним врачом семьи художника, при необходимости лечила его жену, дочерей и внуков.

В начале тридцатых годов  М. В. Нестеров задумал написать портрет Елены Павловны.
Портрет создавался в то время, когда она переживала тяжелое семейное горе - арест мужа. С.Н.Дурылин, друг и биограф М.В.Нестерова, рассказывал о работе над ним: "Портрет писался так, чтобы было удобнее, покойнее модели: в ее комнате, на диване. Во время сеансов Михаил Васильевич с теплой откровенностью рассказывал о себе, о своем прошлом, о былых скорбях… о сменивших их надеждах… и этими рассказами он отвлекал Елену Павловну от еще не остывшего горя, а портретом как бы хотел показать другу, что в душе есть еще силы… пережить горе…".

Печать напряженных раздумий и волнений легла на худощавое лицо молодой женщины. Голубоватые тени обвели темные глаза. Густые волосы собраны в тяжелый узел. Простое светлое платье и ожерелье из мерцающих зеленоватых камешков оттеняют теплый цвет кожи. Кажется, что все внимание модели обращено к собеседнику, но глаза полны печали, в них - сосредоточенность на собственных мыслях и тревогах.

Композиция портрета, основанная на подвижных, асимметрично расположенных линиях сложенных рук, смятой шали, складок платья, спинки дивана, создает ощущение внутреннего напряжения, беспокойства. Детали интерьера сведены к минимуму и решаются обобщенно и лаконично. Отсутствует подробное, "говорящее" окружение, но, как всегда тщательно, пишет художник "портрет рук". Руки Разумовой необычайно выразительны: бережный жест (рука болела после перелома), чуть проступающие голубоватые жилки, изящной формы пальцы. Их хрупкость подчеркивают тяжелые золотые часы на запястье. Но даже теперь, в минуты покоя угадывается в этих руках сила и энергия. Цветовая гамма портрета весьма сдержанна и строга, в ней главенствуют холодные тона - серые, голубые, зеленоватые, фиолетовые. Решающим же становится контраст насыщенного по цвету, "весомого" фона (темно-красная спинка дивана, синяя подушка под локтем, шаль с ярким рисунком) и легкого силуэта фигуры.

Нестеров запечатлел неповторимо индивидуальные черты Разумовой, дорогие для знавших ее людей, и одновременно подчеркнул в облике своей модели то, что делает ее похожей на многих безымянных "нестеровских" героинь, остающихся прекрасными даже в горе. Печаль, страдание лишь высвечивают присущее им благородство и душевную силу. В том мудром достоинстве, с которым переживает Разумова тяжелые минуты, - подтверждение этих качеств.

Для выполнения этого произведения потребовалось 20 сеансов, - столько же, сколько для знаменитого портрета академика И.П.Павлова. С.Н.Дурылин писал: "Это полотно, писанное не для выставок; это интимный, дружеский холст, до конца понятный лишь в тесном дружеском кругу, как сердечное письмо к другу понятно до конца лишь тому, кому оно написано". Камерность решения образа стала подлинно содержательной, не лишила портрет значительности, а, напротив, добавила ноту неподдельной искренности и человечности.

Специалисты считают, что портрет Е. П. Разумовой удался и является одним из "глубоких и нежнейших" портретов в галерее женских портретов М. В. Нестерова. Художник подарил этот портрет Елене Павловне, а она завещала  его и ещё двадцать картин, эскизов и рисунков  М. В. Нестерова своему родному городу Саратову.


(По материалам Интернета)

Tags: #10картин, #осеньосень, Е. П. Разумова, М. В. Нестеров, искусство, художники
Subscribe

Posts from This Journal “М. В. Нестеров” Tag

  • На Севере диком...

    М. В. Нестеров. Портрет И. П. Павлова, 1930, ГРМ, Санкт-Петербург "На Севере диком..." Незыблемо кедр одинокий стоит На…

  • М. В. Нестеров "Давние дни"

    "Кто не знает, что воспоминания, мемуары - удел старости: она живет прошедшим, подернутым дымкой "времен минувших". И это придает…

  • М. В. Нестеров и его муза

    М. В. Нестеров "Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой", 1885 Мария Иванова Мартыновская (в замужестве Нестерова) была музой…

  • Марфа

    Оригинал взят у sadalskij в Марфа Прообразом Богоматери "Умиление" для иконостаса церкви Покрова Богородицы…

  • Портреты М. В. Нестерова

    Портреты М. В. Нестерова НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862 - 1942) - художник. Родился в семье купца. Стал заниматься рисованием в Уфимской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments